» » ТЕХНИЧЕСКАЯ, СТРУКТУРНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Информация к статье
  • Просмотров: 366
  • Автор: Admin
  • Дата: 29-01-2014, 18:14
29-01-2014, 18:14

ТЕХНИЧЕСКАЯ, СТРУКТУРНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Категория: Разное

ТЕХНИЧЕСКАЯ, СТРУКТУРНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Успешное решение проблем современного этапа развития материально-технической базы коммунизма в нашей стране, совершенствование и доведение ее до уровня, необходимого и достаточного для решения социально-экономических задач зрелого социалистического общества, с последующим переходом к строительству материально-технической базы коммунизма — высшей стадии коммунистической формации — это комплекс задач всемирно-исторического значения. Их реализация будет означать осуществление, воплощение в жизнь основных положений экономической политики партии и потребует от общества больших усилий, связанных с совершенствованием технического уровня и структуры материально-технической базы и с совершенствованием организации общественного производства.

Главными инструментами, которыми располагает для этого социалистическое общество и государство, являются: единая научно-техническая политика, структурная политика и стратегия организационного развития — совершенствование всего комплекса проблем организации общественного производства.

Главная «сверхзадача», которая является ориентиром при решении проблем технического перевооружения, совершенствования структуры и организации, поставлена на XXVI съезде КПСС — завершить переход на преимущественно интенсивный путь развития

Сформулированная на XXVI съезде экономическая политика, которую выдвигает партия на одиннадцатую пятилетку и 80-е годы, анализ современного состояния, нерешенных задач и основных проблем строительства материально-технической

базы коммунистической формации, изложенный в монографии, позволяют наметить основные стратегические направления прогресса техники, структуры и организации, которые являются вместе с тем важнейшими составляющими процессами интенсификации.

В этом находит свое выражение диалектика взаимодействия элементов, образующих производительные силы, производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки.

Прогресс производительных сил, возрастание мощности средств производства увеличивают соответственно возможности человека в области воздействия на окружающую его природу, на сами материальные производительные силы, на их коренное изменение, то есть определяют его способность создавать более мощные, принципиально новые и более продуктивные средства производства. В свою очередь прогресс этих материальных производительных сил способствует увеличению не только материальных, но и интеллектуальных духовных и творческих возможностей самого человека. Таким образом, прогресс материальных производительных сил увеличивает возможности и значение личного фактора производительных сил и его активного воздействия на их материальные компоненты.

Вместе с совершенствованием производственных отношений это приводит к возрастанию активной роли надстройки, и прежде всего социалистического государства, в составе функций которого увеличивается значение долговременного и оперативного планирования и организации процесса расширенного социалистического воспроизводства в целом. Эти функции находят свое выражение прежде всего в разработке экономической политики, определяющей социальную программу, цели и основные направления производственной деятельности общества. Эта политика, как мы уже отмечали, материализуется на основе разработки и последовательной реализации научно-технической, структурной и организационно-производственной политики, направление которой исходя из задач экономической политики определяют направления развития науки и техники, изменения структуры производства и систему хозяйственного механизма, обеспечивающего целенаправленное функционирование общественного производства. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии Л. И. Брежнев отметил, что решению задачи перехода на интенсивный путь развития «должны быть подчинены планирование, научно-техническая и структурная политика» ’.

1. Проблемы научно-технической политики

Государственная научно-техническая политика является одной из важных форм активного воздействия надстройки на базис зрелого социалистического общества. Она активно участвует

в формировании материально-технической базы коммунизма, определяет адекватность ее материально-вещественной структуры тем социально-экономическим задачам, решение которых эта база призвана обеспечивать. Она является связующим звеном между экономической политикой социалистического государства и комплексом «наука—техника — производство».

Хотя прогресс науки, как и прогресс техники, определяется во многом собственной внутренней логикой развития, в современных условиях все эшелоны научно-технического прогресса находятся в зависимости от объемов и направления тех ресурсов, которые общество выделяет па данные разработки, а также от уровня работы и качества продукции научного приборостроения, оснащения научных и технических учреждений и предприятий современной техникой, необходимой как для фундаментальных и прикладных исследований, так и для экспериментальных и технических разработок.

На оснащение научных и технических учреждений и другие цели в десятой пятилетке было выделено 97 млрд. руб. Основные фонды научных учреждений СССР, по ориентировочным данным, составляют около 20 млрд. руб. Численность работников, занятых в учреждениях науки и научного обслуживания в СССР, растет резко опережающими темпами и достигла в 1980 г. 4,4 млн. человек.

Как очевидно, научно-технический прогресс оказывается все более подверженным воздействию научно-технической политики государства.

Научно-техническая политика должна, как нам представляется, определять:

приоритеты в развитии фундаментальных и прикладных наук; приоритеты в развитии основных естественных и общественных наук и выделение комплексов наиболее актуальных для общества проблем, требующих разработки;

приоритеты в развитии технических систем и определение основных направлений изменения материально-вещественной структуры самой техники: орудий труда и производственного аппарата, предметов труда и технологии для всех отраслей общественного производства;

специфичные для комплексов отраслей и отдельных производств направления технических, технологических и организационно-производственных решений; определение параметрической структуры производимой техники;

принципы организации производства техники и технологических устройств — основные направления специализации, комбинирования и концентрации производства, и особенно важного для реализации технической политики машиностроительного производства; принципы эксплуатации, ремонта и модернизации техники;

взаимоотношения производителей и потребителей техники, и особенно производственной техники;

 

критерии социально-экономической эффективности научно- технического прогресса — требования, предъявляемые к технике с точки зрения содержания и характера труда и сохранения окружающей среды;

политику в области амортизации, сроков обновления и модернизации техники.

Научной основой разработки этой политики является исследование экономической стратегии общества, всего спектра текущих и перспективных потребностей общества — совокупности социально-экономических целей, которые оно ставит перед собой в обозримом будущем; структуры затрат общественного труда — функциональной, отраслевой и региональной структур, характеризующих и локализующих звенья общественного производства, имеющие наибольшую «ресурсоемкость» и требующие первоочередного технического перевооружения; логики и обозримых перспектив развития науки и техники по их основным направлениям; потенциальных возможностей, открываемых научно-техническим прогрессом и его предвидимыми направлениями и перспективами с учетом их экономической эффективности.

Научно-техническая политика определяет принципиальные изменения элементов функциональной структуры производства — его энергетическую основу, производственный аппарат, предметы труда, технологию и т. п. Однако научно-технический прогресс не сводится к созданию образцов новых технических средств и новых материалов, равно как и новой технологии. Это лишь начальный этап в процессе его движения. Научно-технический прогресс обретает объемы в процессе материализации в производстве, когда его результаты начинают определять облик материального производства, занимают в нем весомое, а со временем определяющее место, т. е. становятся его структурными подразделениями.

Следовательно, научные открытия и технические решения сами по себе еще не обеспечивают реализацию своих возможностей в материальном производстве. Для этого необходимы соответствующие структурные сдвиги — становление и развитие отраслей энергетики, машиностроения, химии и т. д., производящих новые технические средства или материалы, равно как и отраслей, в которых эти новые средства производства и технология находят свое практическое применение.

Научно-техническая революция и (уже отмеченный выше) большой экономический, а также весьма крупный научный потенциал в области основных естественных фундаментальных и прикладных наук раскрывают перед нашим обществом огром ные возможности в области прогресса науки, технического перевооружения и совершенствования структуры всех отраслей материального производства.

Огромный экономический потенциал — это, конечно, гигантские возможности, но вместе с тем этот исполинский массив об

щественного труда является столь же гигантской инерционной массой. В экономике нашей страны, почти полностью обеспечивающей себя собственными ресурсами топлива, энергии, сырья и материалов, как и в любой высокоразвитой экономике с мощным производственным аппаратом, естественно, существует огромная инерция исторически сложившихся мощностей (отражающих технический уровень периода их создания), структуры и организации производства.

Реализация в такого рода производстве возможностей современной научно-технической революции требует преодоления этой инерции. Очевидно, что планомерное обновление производственного аппарата, приведение его в соответствие с современным уровнем технического развития предполагают долговременную и целенаправленную мобилизацию огромных производственных ресурсов, которые производит этот же самый сложившийся производственный аппарат.

И здесь общество сталкивается с важной особенностью инерционных процессов в народном хозяйстве — с тенденцией рассматриваемой нами инерционной массы к «самовоспроиз- водству», можно сказать, к расширенному воспроизводству, то есть к продолжению выпуска уже привычных освоенных средств производства.

При этом в качестве субъекта инерционных сил выступает не только производственный аппарат как некая пассивная масса, а все производство — люди и средства производства как активно действующая система, для которой отход от «са- мовоснроизводства» — это нарушение сложившегося равновесия со всеми сложностями и «неудобствами», из этого вытекающими.

От успешного противодействия этим инерционным тенденциям, от преодоления этих инерционных сил зависит в значительной мере судьба научно-технического, а вместе с ним и социально-экономического прогресса общества. Определение путей и методов этого преодоления — крупнейшая проблема экономической стратегии социалистического общества.

В противодействии инерционным тенденциям, в их преодолении решающую роль играют разработка и последовательное осуществление научно-технической политики, ее реализация на основе формирования и развития соответствующих структурных подразделений общественного производства и ориентация хозяйственного механизма на стимулирование прогрессивных сдвигов и отход от инерционных решений.

Таковы некоторые исходные позиции, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать в процессе разработки и реализации основных направлений научно-технической политики.

• Проблемы научно-технической политики в области науки. Долговременная политика Советского государства в области науки исходит из необходимости развития фундаментальных теоретических исследований во всех главных областях естественных, технических и общественных наук.

 

Единая государственная научно-техническая политика в зрелом социалистическом обществе, по сути дела, конкретизирует запросы, которые общество предъявляет к научно-техниче- скому прогрессу. Она отбирает те научно-технические, организационно-технические и организационно-производственные направления и решения, которые обеспечат оптимальные условия для удовлетворения общественных потребностей развитой и неуклонно развивающейся социалистической экономики. В разработке научных основ этого «социального заказа», в характеристике текущих и предвидимых потребностей общества во всем комплексе материальных и духовных благ (включая содержание, условия и характер самого труда, структуру и техническое оснащение сферы услуг и распространения знаний и духовных благ, с учетом требований, связанных с поступательным движением общества к высшей фазе коммунистической формации) главную роль призваны играть общественные науки — политическая экономия и отраслевые экономические науки, комплекс социологических и психологических наук, а также философия.

Каждая из этих наук непосредственно связана с формированием научно-технической политики прежде всего потому, что они развиваются и решаются на основе создания соответствующей материально-технической базы. Сфера материального производства, сфера производства услуг и создания и распространения знаний и духовных благ, сфера науки и научных исследований — это три интегрально взаимосвязанные сферы, их развитие и прогресс являются основой изменения и совершенствования общественных отношений, в них происходит формирование нового высокоразвитого гармоничного человека, они создают все материальные компоненты нового образа жизни — жилищнобытовые условия, формы общения, уровень культуры и вообще духовный потенциал, формы отдыха и развлечений и т. п.— и обеспечивают (последнее по месту, но не по значению) прогресс наиболее высоких зон духовного потенциала, всесторонний прогресс фундаментальных и прикладных наук.

Каждая из трех сфер может полноценно функционировать и прогрессировать только на основе развития и совершенствования ее материально-технической базы. Задача заключается в том, чтобы правильно определить те требования, которые каждая из них предъявляет к научно-техническому прогрессу и материальному производству, призванному создавать техническое оснащение для названных трех сфер.

Разработка этого комплекса проблем — его методологические аспекты, материально-вещественная и объемная характеристики, этапы и сроки решения (с использованием методов программно-целевого подхода) и, конечно, расчет затрат и эффективности — дело общественных, и прежде всего экономических, наук.

Государственная политика в области развития естественных

и технических наук ориентируется на сочетание дальнейшего расширения фундаментальных теоретических исследований во всех отраслях человеческого знания с разработкой проблем, решающих наиболее актуальные задачи, стоящие перед народным хозяйством в обозримой перспективе. Этот общий курс научно- технической политики конкретизируется в каждом комплексе естественных наук и в общественных науках применительно к проблемам планирования и управления процессами общественного производства.

Расширение сферы исследований по теоретической и прикладной математике сочетается с развитием научных работ по совершенствованию и эффективному применению в народном хозяйстве -электронной вычислительной техники и использованием математических методов в научных исследованиях в области всех естественных наук.

Развитие теоретических и экспериментальных исследований в области ядерной физики, физики плазмы, твердого тела, низких температур, радиофизики и электроники, квантовой электроники, механики, оптики и астрономии сочетается с задачами развития атомной и созданием научно-технических основ термоядерной энергетики, с совершенствованием существующих и разработкой новых способов преобразования энергии, с созданием и внедрением принципиально новой техники, новых конструкционных, магнитных, полупроводниковых, сверхпроводящих и других, материалов.

Дальнейшее развитие фундаментальной химической науки сочетается с расширением исследований в области синтеза химических соединений для получения веществ и материалов с новыми, и в том числе с заранее заданными, свойствами с созданием новых химических процессов с высокоэффективными каталитическими системами, обеспечивающими значительное ускорение химических реакций, с разработкой научных основ технологии, преимущественным использованием замкнутых циклов и постепенным переходом к безотходной технологии.

Задачи полнокровного развития всех ветвей биологической науки сочетаются с разработкой путей ускорения решения важнейших медико-биологических проблем борьбы с сердечно-сосу- дистыми заболеваниями, болезнями нервной системы и др.

Особое значение приобретают задачи дальнейшей разработки теории и методов генетики для значительного повышения продуктивности сельского хозяйства, для создания новых ценных сортов растений, пород животных и культур микроорганизмов, а также способов получения физиологически активных веществ для медицины, сельского хозяйства и ряда отраслей промышленности, дальнейшей разработки проблем ферментов и их использования в качестве катализаторов в широком спектре технологических процессов. Перед наукой также стоят задачи развития научных основ рационального использования и охраны почв, недр, растительного и животного мира, воздушного и водного

бассейнов; расширения изучения Мирового океана, земной коры и верхней мантии Земли.

Дальнейшее развитие получают изучение и освоение космического пространства, расширяются исследования по применению космических средств при изучении природных ресурсов Земли, в метеорологии, океанологии, навигации, связи и др.

В разработке каждого крупного комплекса проблем государственная научно-техническая политика должна исходить из необходимости решения двух совокупностей проблем: материально-технических, определяющих важнейшие направления технических и технологических решений, и социально-экономических, определяющих экономические и социальные аспекты выбора и использования технических средств.

Здесь нет необходимости пересказывать изложенные в специальных главах II тома настоящей монографии важнейшие направления развития энергетики, орудий и предметов труда и технологии.

Если попытаться сформулировать некоторые глобальные проблемы научно-технической политики современного этапа развития материально-технической базы коммунистической формации, проблемы, которые должны будут решаться в 80-е и 90-е годы, то следовало бы выделить следующие.

В области энергетики — техническое перевооружение топливной промышленности и значительное снижение ее ресурсоемкое™; совершенствование ядерной и становление и начало развития термоядерной энергетики и использования возобновляемых источников энергии — солнца, ветра, геотермальной, приливной, а в уже обозримой перспективе и биологической; совершенствование технологии производства электроэнергии и тепла и последовательная энергосберегающая ориентация всех решений в области техники, технологии, предметов труда и организации производства.

В области средств труда — наряду с созданием средств комплексной механизации и все большей автоматизации производственных процессов, с созданием и массовым внедрением технических средств, реализующих огромные возможности ЭВМ всех видов и микропроцессоров, а также другие непрерывно растущие возможности научно-технической революции, важнейшее значение приобретает повышение гибкости производства орудий труда, унификация и специализированное производство функциональных узлов и деталей техники; модульное проектирование и изготовление технических устройств; внедрение средств ЧПУ с максимальной обеспеченностью большим диапазоном программ; максимальное приближение технических характеристик и размерных параметров орудий труда к характеристикам и параметрам выполняемых работ и отнюдь не последнее по значению проектирование и изготовление орудий труда как составной части систем машин, ориентированных на комплексное оснащение производств и отраслей.

 

Научно-техническая политика должна предусматривать создание систем современных машин, формирующих наиболее прогрессивные структурные комплексы. Это сочетание и взаимо- увязанность научно-технической и структурной политики должны стать важнейшим рычагом преодоления инерционных тенденций и систематического повышения технического уровня производственного аппарата народного хозяйства СССР.

Очевидно, что для эффективной реализации прогрессивной технической, равно как и структурной политики, объектами планирования производства, так же как и технического оснащения этого производства,, должны быть структуры (сталеплавления производства проката, металло- и деревообработки и т. д.) и их планомерное совершенствование с учетом новейших тенденций научно-технического прогресса.

К этому примыкает еще одна актуальная проблема. Как известно, в структуре многочисленных операций металлообработки большое место занимают отрезные работы — нарезка заготовок различных сечений и резьбонарезные работы — нарезка наружных и внутренних резьб в многочисленных деталях машин и во всевозможном крепеже. Между тем большая часть этих простых работ выполняется на дорогих и сложных токарно-винторезных и револьверных станках. Такой же актуальной проблемой, связанной с качеством машиностроительной продукции, является соотношение шлифовальных и доводочных, финишных операций, обеспечивающих высокий класс точности и отделки производимой техники. Доля этой техники у нас относительно мала.

Сочетание наиболее современной сложнейшей техники с простейшим и дешевым оборудованием для выполнения там, где необходимо, простых работ — этот принцип экономичной гибкости заслуживает самого пристального внимания. Реализация этого принципа улучшает соотношение между ресурсами и затратами, с одной стороны, и результатами — с другой. Несоблюдение этого принципа — широкое использование металло-, фондо- и трудоемких методов резания вместо более экономичных— пластической деформации и сварки; использование сложного оборудования там, где вполне достаточно простого, недостаточная оснащенность отделочным и финишным оборудованием и т. д.— ухудшает соотношение затраты — выпуск, снижает качество конечного продукта.

Ориентация производства орудий труда на запросы потребителей должна выражаться в повсеместном осуществлении системы машиносервиса — гарантийном ремонте и обслуживании эксплуатируемой техники, обеспечении ее модернизации силами производителей этой техники.

В производстве орудий труда особое внимание должно быть уделено целям обеспечения высокой социально-экономической эффективности, создания комфортных условий и сбережения общественного труда, а также охраны окружающей среды,

адекватным критериям материально-технической базы коммунистической формации.

В области предметов труда техническая политика должна ориентироваться на значительное общее снижение тоннажа общественного продукта, на комплексное использование всех полезных компонентов сырья и материалов, на общее снижение ресурсоемкости сферы производства предметов труда, которая в современных условиях поглощает непомерно большую долю основных производственных фондов и трудовых ресурсов страны.

Важнейшим направлением здесь является значительное повышение качества традиционных производственных материалов, а также материалов для легкой и пищевой промышленности.

Как в металлургии, так и в других отраслях речь должна идти не только о развитии специального производства качествен- ных сталей и других материалов, но и о значительном и систематическом повышении качества основной массы этих материалов, т. е. повсеместном введении упрочняющих и улучшающих качество переделов как основной части технологического процесса.

Выпуск предметов труда должен быть ориентирован на наиболее полное и эффективное удовлетворение общественных потребностей как по качественным характеристикам материалов с учетом условий их использования — характер эксплуатации, климат и т. п., так и по их ассортименту — сортамент проката, облегченные профили, приближение уже на стадии производства к форме и свойствам конечного продукта.

Отрасли, производящие предметы труда, должны брать на себя все большую долю работ по подготовке материала к его конечному использованию, выполнение ряда функций первичного формообразования. Это соответствует общему принципу технической политики, сформулированному на XXV съезде КПСС,— «повышение роли операций по доводке готовой продукции и подготовке ее к потреблению». В этом находит свое выражение ориентация на потребителя.

В процессе расширения производства искусственных и синтетических материалов стоят те же задачи совершенствования качества и ассортимента этих материалов. Вместе с тем очень важное значение имеет здесь экологический аспект. Полимерные материалы вводят в кругооборот окружающей среды непривычные для природы вещества, которые не адаптируются в естественном кругообороте, нарушают экологическое равновесие со всеми отрицательными последствиями, с этим связанными. Социальный аспект технической политики диктует необходимость при конструировании и создании искусственных и синтетических материалов предусматривать их естественный распад по истечении срока службы.

Решение задачи снижения веса общественного продукта требует разработки и осуществления комплекса проектно-конструкторских, технологических и планово-экономических меро

приятий, обеспечивающих снижение массы топлива, конструкционных материалов, готовых изделий, и последовательного снижения удельных затрат каждого из этих элементов.

Первостепенное значение имеет техническая политика в области целесообразного и прогрессивного развития технологии. «Наряду с усовершенствованием уже освоенных технологических процессов,— отмечалось на XXV съезде КПСС,— будут создаваться заделы по принципиально новой технике и технологии» х. Очень важными направлениями в этой области являются развитие прогрессивных видов малооперационной технологии — бездоменной металлургии, порошковой металлургии, безверетен- ного прядения, бесчелночного ткачества, ориентация технологических процессов на максимальную экономию исходного сырья, топлива и материалов, на максимальное извлечение всех полезных компонентов, на минимизацию отходов, а в перспективе — на преобладание безотходной технологии и, конечно, на всемерную охрану окружающей среды.

Важным принципом технической политики, который должен быть отправным при создании и внедрении новой техники, является обеспечение опережающего роста ее производительности по сравнению с увеличением ее стоимости. В решениях

XXV съезда КПСС указано: «Важнейшим требованием при создании новых конструкций машин, приборов, аппаратов должно быть достижение максимального народнохозяйственного эффекта при снижении их стоимости на единицу мощности (производительности)» 2.

Государственная научно-техническая политика зрелого социалистического общества, построенного в СССР, должна неуклонно совершенствоваться, отражая растущий научно-технический и экономический потенциал общества, неуклонно прогрессирующие возможности научно-технической революции и систематически возрастающие потребности общества и населения. Ее последовательное проведение в жизнь должно исключить возможность выпуска таких орудий труда, которые впоследствии окажутся помехами на пути технического прогресса и не смогут в ближайшем будущем переключаться на выпуск иной, более прогрессивной продукции.

Этот круг проблем технической политики можно без преувеличения назвать проблемами государственной охраны технического прогресса, государственного обеспечения планомерной реализации возможностей научно-технической революции. Эти проблемы определяют во многом темпы и экономическую эффективность научно-технического прогресса, темпы и эффективность общественного производства, темпы и эффективность развития материально-технической базы коммунистической формации.

 

Научно-техническая политика разрабатывается с опережением, с учетом перспектив поступательного развития зрелого социализма и его перерастания в высшую фазу коммунистического общества.

В этом сложность и ответственность и вместе с тем необходимость и огромная позитивная и конструктивная роль единой государственной научно-технической политики.

2. Основные направления структурной политики

XXVI съезд КПСС отметил важное значение долговременной структурной политики. Совершенствование структуры общественного производства — одно из важнейших условий успешного развития и функционирования материально-технической базы коммунистической формации. В документах XXVI съезда проанализированы важнейшие структурные сдвиги, происшедшие в 70-е годы, указаны главные направления структурной политики.

Структурная политика призвана исходя из сложившихся основных направлений экономической политики и прогноза обозримых тенденций развития и совершенствования структуры производства и общественных потребностей, возможностей научно- технической революции, учета внешних связей и международной ситуации определять основные пропорции, сочетающие элементы и подсистемы общественного производства, а также пути изменения их содержания и функций. Она должна обеспечить: динамическое соответствие структур конечного продукта и общественных потребностей; реализацию технической политики; эффективную структуру топливно-энергетической базы, производственного аппарата, используемых сырья и материалов, технологии; поддержание прогрессивных пропорций в развитии отраслевых комплексов и их внутренней структуры; способность экономики использовать достижения научно-технической революции; реализацию процесса разделения труда, специализации и кооперирования; формирование рациональных и экономичных территориальных пропорций для комплексного использования производительных сил каждого региона при наиболее эффективном решении общесоюзных задач.

Реализация названных аспектов направлена на сбалансированное развитие экономики, ускорение научно-технического прогресса, поддержание на необходимом уровне резервов средств производства и предметов потребления. Она предусматривает также оптимальные производственные связи, сохранность конечных результатов и минимизацию потерь на всех стадиях процесса воспроизводства общественного продукта.

Не менее важную задачу структурной политики представляет преодоление инерции в развитии производства — техники, технологии—и в организации. Сложившиеся структура производства, ассортимент продукции и производственные связи — носи

тели этих тенденций. Только последовательная и строгая реализация технической и структурной политики, опирающаяся на неснижающиеся государственные резервы и сбалансированные планы, может противостоять таким явлениям, создать условия для планомерной замены и обновления производственного аппарата и продукции, а также завершения перевода экономики на интенсивный путь развития. Следовательно, структура общественного производства в основном должна быть заданным объектом планирования, определяться исходными пропорциями плана.

Структурные факторы современного состояния экономики. Значительные сдвиги в структуре экономики СССР отмечены в 70-е годы: при увеличении объема использованного национального дохода в 1,55 раза объем промышленного производства возрос в 1,78 раза. Особенно быстро развивались отрасли, обеспечивающие техническое перевооружение общественного производства (электроэнергетика — в 1,79 раза, машиностроение и металлообработка — в 2,56, приборостроение — в 3,0, производство вычислительной техники — в 9,8, химия и нефтехимия — в 2,2 раза). Расширились масштабы работы основных отраслей инфраструктуры.

В результате существенно укрепилась материально-техническая база советской экономики. Основные производственные фонды страны увеличились в 2,16 раза, пополнившись новой, более современной техникой. По производству ряда важнейших промышленных и сельскохозяйственных ресурсов СССР вышел на первое место в мире.

Наряду с этими неоспоримыми успехами имелись и определенные трудности. Так, по сравнению с лучшими мировыми показателями на единицу национального дохода у нас затрачивается больше сырья и энергии.

Расхождение динамики ресурсов и результатов обусловливается во многом недостаточно высоким техническим уровнем ресурсов. Неуклонный подъем его — одна из главных задач роста народного хозяйства. Но, на наш взгляд, существенное влияние здесь имеют структурные факторы, сложившиеся в советской экономике к началу 80-х годов. Выявление этих факторов, их анализ, разработка предложений, способствующих решению связанных с ними проблем, — важная конструктивная задача при формировании структурной политики КПСС. При этом, нам представляется, в качестве узловых проблем следовало бы выделить следующие:

развитие в структуре общественного производства звеньев, обеспечивающих сохранность и реализацию продукции, до уровня, адекватного объемам производимого общественного продукта;

извлечение всех (или максимально возможных) полезных компонентов из добываемого сырья;

приведение в динамическое соответствие мощностей по пере

работке сырья и объемов его добычи (с учетом сезонности поступления и сроков сохранности);

использование основной массы производственных ресурсов в условиях специализированного, соответствующего современным возможностям науки и техники производства;

последовательное сокращение и устранение структурных звеньев, которые по своей природе не могут не иметь плохо используемого оборудования;

достижение оптимального соответствия между техническими параметрами орудий труда (всей производимой техники) и предметов труда, обрабатываемых данной техникой;

совершенствование структуры основных отраслевых комплексов в целях получения высокой отдачи с единицы ресурсов.

В структурной политике должны раскрываться главные народнохозяйственные характеристики интенсификации и пути их реализации. Критерий интенсификации — получение такого суммарного эффекта системы затраты — выпуск, при котором результаты производства опережают совокупные затраты на него и достигается экономия последних. Важнейшая сторона интенсификации, имеющая прямое отношение к структурным решениям,— экономия совокупных затрат не только у производителя, но и у потребителя данной продукции. Наибольший конечный народнохозяйственный эффект обеспечивается тогда, когда приоритет получают запросы потребителя. Объективная оценка процесса интенсификации на народнохозяйственном уровне предполагает оценку уровня сохранности общественного продукта. На практике нередки ошибочные попытки нейтрализовать влияние потерь не устранением причин, их порождающих, а наращиванием объемов производства продукции.

В связи с этим представляется целесообразным более подробный анализ данных проблем и путей их решения.

Развитие инфраструктуры и сокращение потерь продукции. Прежде чем наращивать производство любых ресурсов, которые в настоящее время теряются, необходимо реализовать меры для устранения потерь. Значительная часть потерь вызвана прежде всего недостаточным развитием производственной инфраструктуры, особенно транспорта, о чем говорилось на XXV и XXVI съездах КПСС. Также ощутимо слабое техническое оснащение предприятий материально-технического снабжения и заготовок (элеваторов, хранилищ сельскохозяйственной продукции, удобрений и ядохимикатов). Серьезного улучшения требует обеспечение тарой, что зависит в первую очередь от ускорения роста целлюлозно-бумажной промышленности и производства полимерных тарных материалов. Большой расход пиломатериалов на тару (примерно 25 млн. куб. м) не компенсирует нехватки картона и полимерной тары. В значительном увеличении масштабов, повышении технического уровня и улучшении организации нуждается производство транспортно-складской техники.

Очевидно, что существенному сокращению потерь в народном хозяйстве призвано содействовать преимущественное развитие производственной инфраструктуры. Так, наиболее заметно отстает от запросов народного хозяйства сеть автомобильных дорог. Дороги с хорошим покрытием позволяют поднять среднюю скорость движения грузовых автомобилей с 30 до 70 км/ч, что даст больший эффект, чем использование дополнительного количества автомашин. Для скорейшего строительства дорог предстоит решить ряд задач, в частности, организовать производство наиболее современной строительно-дорожной техники и материалов для дорожных покрытий, оснований дорог и т. д.

Высокий эффект обеспечивают блочное (из унифицированных узлов и блоков) строительство складов и других хранилищ, холодильных систем, а также производство тары. Наращивание объемов сельскохозяйственного производства также должно сопровождаться опережающим развитием материально-технической базы хранения сельскохозяйственной продукции.

Необходимо также решить проблемы организационной структуры основных отраслей инфраструктуры, устранить распыление средств на ее развитие между многочисленными ведомствами и даже отдельными объединениями и предприятиями.

Все это — структурные альтернативы, при которых решение о выборе должно определяться курсом па интенсификацию.

Комплексное использование добываемых ресурсов. Проблемой большого значения является усиление комплексной переработки и более полное использование первичного сырья. При добыче полезных ископаемых из недр не извлекается значительное количество руды, угля, нефти. Слабо утилизируются отходы производства и вторичные ресурсы. Например, в офлюсованном агломерате, полученном из шлаков аглодоменного и сталелитейного производства, содержится 45—52 % железа. Эта утилизация могла бы сэкономить в отрасли до 40 млн. т первоклассной руды в год. В отходах тепловых электростанций при сжигании сернистого мазута образуется зола с большим количеством ванадия. Разработанные способы утилизации зольных отходов открывают возможность получать дополнительно ежегодно десятки тысяч тонн ценнейшей легирующей добавки.

На практике некомплексное использование сырья связано, пожалуй, в наибольшей мере с тем, что при определении возможностей каждого месторождения и структуры продукции соответствующих ведомств задания по извлечению всех полезных компонентов из сырья не стали частью плана. Сказываются также недостатки в ценообразовании. Низкая оценка вторичных ресурсов не заинтересовывает предприятия в их реализации.

Необходимость решения структурных проблем, связанных с эффективностью использования полученных исходных ресурсов, очевидна и в отношении сельскохозяйственного сырья. Так, мощности предприятий по переработке свеклы не обеспечивают своевременную переработку всего поступающего сырья в сроки,

гарантирующие полный выход сахара. Также крайне недостаточно развита промышленность по переработке картофеля, томатов, по производству плодоовощных консервов и т. д.

Значительные резервы имеются и в области использования других полезных компонентов сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки.

Решение проблемы комплексного использования всех компонентов добываемого сырья и материалов требует такой организационной предпосылки, как введение платы за ресурсы. При геологической оценке ресурсов следует учитывать все содержащиеся в них компоненты (основные и побочные). Нормативы платы должны стимулировать полное их извлечение даже в случаях, когда побочные компоненты (цветные металлы в железных рудах и т. п.) не соответствуют ведомственному профилю добывающей организации.

Актуальным представляется приведение инвестиций в промышленность по первичной переработке сельскохозяйственного сырья в соответствие с возросшими их объемами в сельском хозяйстве в целом. Эту задачу, на наш взгляд, необходимо решить даже за счет перераспределения средств, выделенных на развитие собственно сельского хозяйства.

«Свои» производства и «свои» службы. Существенным структурным фактором, тормозящим решение ряда проблем организации общественного производства, является тенденция развития «своих» производств, так называемого «натурального хозяйства». Об этом говорилось на XXV съезде КПСС. «Многие хозяйственные руководители,-— отмечал Л. И. Брежнев,— стремятся чуть ли не всем обеспечивать себя сами — это, мол, надежнее, поскольку „чужие" поставщики могут подвести... Но бороться с этим надо, повышая дисциплину, а не поощряя тенденции к натуральному хозяйству и ведомственной ограниченности» ’. Указанные тенденции приводят к увеличению затрат живого и овеществленного труда, и прежде всего к неоправданному росту парка оборудования. Слабоспециализированное «свое» производство, изготовляя множество различных продуктов в небольшом количестве, а нередко и в единичных масштабах, неизбежно должно располагать набором всех видов оборудования, загруженного не полностью.

Аналогичное положение создалось на лесозаготовках и лесопильном производстве. Все мини-леспромхозы располагают полным набором необходимой техники, включая электромоторы. При малых объемах продукции она по сути избыточна, поскольку применяется в незначительных масштабах. На «свои» автохозяйства министерств, ведомств и других организаций приходится 70 % всего грузооборота автомобильного транспорта.

В значительной степени собственными силами предприятий осуществляется и ремонт активной части орудий труда. Помимо

нехватки запасных частей, на предприятиях и в объединениях производственного машиностроения гарантийное обслуживание и ремонт производимой ими техники (служба машиносервиса) еще не введены повсеместно в систему. Ремонтом занят огромный парк металлообрабатывающего оборудования и несколько миллионов рабочих-металлистов, распыленных во вспомогательных цехах и службах. Это, как правило, не обеспечивает ни высокой производительности, ни должной долговечности и надежности отремонтированного оборудования и, кроме того, требует немалого ручного труда.

По имеющимся данным, около четверти общего количества лиц, занятых ручным трудом в промышленности, используются на ремонтных работах. Значительна роль «своего» хозяйства в обеспечении машиностроения инструментами и технологической оснасткой. Инструмент и технологическая оснастка (дорогие и далеко не качественные) производятся в инструментальных цехах машиностроительных заводов с большим парком оборудования и многочисленными квалифицированными кадрами. Причины такого положения связаны с опасениями не получить своевременно поставок по кооперации, что побуждает хозяйственников ориентироваться «на себя». Кооперирование же как важное звено хозяйственного механизма отстает от присущих современному производству усложняющихся внутри- и межотраслевых связей. Установленные поощрения и санкции не гарантируют соблюдения временных параметров выпуска и поставки потребителю этой продукции.

Планомерная замена значительной части «своих» производств специализированными — одна из сложнейших задач структурной политики. Решению ее может способствовать, на наш взгляд, осуществление следующих структурных мероприятий в этой области:

узаконенное в стандарте, зафиксированное в планах, гарантируемое при реализации техники и жестко контролируемое полное обеспечение всей производственной техники на весь период ее эксплуатации полным набором сменных и ремонтных деталей и узлов, а также деталей и узлов для последующей модернизации оборудования;

повсеместное введение системы (и обеспечение ее необходимым штатным контингентом, техникой и фондом оплаты труда) гарантированного обслуживания и ремонта — службы машиносервиса — при выпуске всех видов производственного оборудования;

преимущественное развитие в системе межотраслевых производств, предприятий и отраслей функциональной специализации. Мощности данного комплекса предприятий следует систематически наращивать;

формирование в машиностроении и металлообработке, а также в металлургии, деревообработке и других отраслях небольших предприятий или подразделений на существующих

предприятиях и в объединениях, способных принимать к изготовлению заказы предприятий и НИИ различных отраслей на нестандартизированную, специальную технику в одном или нескольких экземплярах, так же как и на любые услуги.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив статей

^