» » Развитие технической базы для освоения природных ресурсов Сибири
Информация к статье
  • Просмотров: 276
  • Автор: Admin
  • Дата: 29-01-2014, 18:14
29-01-2014, 18:14

Развитие технической базы для освоения природных ресурсов Сибири

Категория: Разное

Развитие технической базы для освоения природных ресурсов Сибири

Сосредоточение в районах Сибири более четырех пятых топливно-энергетических ресурсов страны, двух третей минеральных ресурсов, запасов деловой древесины, гидроэнергетических и водных ресурсов вызывает естественную необходимость все в большей мере перемещения в эти районы топливных и сырьевых баз страны, энергоемких производств.

При этом в развитии производительных сил наряду с привлечением высококвалифицированных кадров из других районов страны в основном необходимо использовать собственные силы.

Главное значение в обеспечении роста производительности труда в Сибири имеет оснащение сибирских предприятий самой высокопроизводительной техникой. Заметим, что от оснащения производства современными машинами и оборудованием в решающей мере зависит эффективность общественного производства. Ведь именно в машинах и оборудовании воплощается современная технология, реализуется научно-технический прогресс. Расчеты, выполненные при составлении Комплексной программы научно-технического прогресса на период до 2000 года, показали, что примерно на 2/з показатели эффективности общественного производства, и прежде всего такой обобщающий показатель, как производительность труда, определяются качеством и количеством применяемых в отраслях машин и оборудования. Однако при производстве машин для Сибири необходимо учитывать, что в ее районах в первую очередь разрабатываются крупнейшие месторождения с большой концентрацией природных богатств, что требует уникальной по мощности техники. Кроме того, необходимо учитывать специфические горно-геологические и другие особенности Сибири, а также ее весьма суровый климат, и особенно на Севере, требующий техники в северном исполнении. Наконец, ограниченность трудовых ресурсов, большие затраты, связанные с их привлечением и закреплением, делают необходимым, чтобы поставляемая в Сибирь техника имела большую степень автоматизации, а главное — требовала меньше затрат на уход за ней и ремонт.

Рассмотрим возникающие здесь проблемы применительно к горной технике. Крупные карьеры и крупные шахты и рудники нуждаются в соответствующей технике. Для добычи угля из разрезов КАТЭКа, каждый из которых обладает мощностью в десятки миллионов тонн (строящийся Березовский разрез будет иметь мощность 55 млн. т), нужны экскаваторы непрерывного действия производительностью 12 тыс. т и более в час. В настоящее время в нашей стране такие комплексы не выпускаются, а применяемые на Экибастузе роторные экска

ваторы, полученные из ГДР, имеют производительность лишь 5 тыс. т. Сейчас форсированно строится Красноярский завод тяжелых экскаваторов, на котором предлагается развернуть производство таких сверхмощных роторных экскаваторов.

На введенном недавно Нерюнгринском угольном разрезе в Южной Якутии применяются автомобили грузоподъемностью 180 т, которые загружаются 20-кубовыми экскаваторами. Наша страна пока таких самосвалов не выпускает, хотя первые опытные 180-тонные машины на БелАЗе уже изготовлены. Что касается 20-кубовых экскаваторов, то их производство налаживает Уралмаш, и это даст огромную экономию, так как стоимость одного импортируемого экскаватора такой мощности составляет 3 млн. руб. и более.

Сейчас принято решение о строительстве ряда разрезов в Кузбассе, в частности, Талдинский угольный разрез со временем достигнет мощности 30 млн. т угля в год (Нерюнгринский разрез— 13 млн. г). И здесь для вывозки породы и угля потребуется еще более мощная техника. Это же следует сказать и о требованиях к бульдозерам для горных предприятий. Нужны бульдозеры в 330—500 л. с., и такие отечественные бульдозеры должен производить вводимый в эксплуатацию Чебоксарский завод.

Нужны коренные сдвиги в техническом оснащении подземной добычи. В рудниках необходима мощная самоходная техника, обеспечивающая высокий уровень производительности труда.

Возможности, которые сулит технический прогресс, можно видеть на примере эксперимента, проведенного на Таштаголь- ском руднике. Здесь один из 19 забоев был переведен на новую технологию выемки руды, где целенаправленный взрыв сочетался с использованием вибротехники для транспортировки руды. Изготовленный в Институте горного дела СО АН СССР комплекс повысил производительность труда рабочих забоя в десять раз. В период эксперимента 18 забоев из 19 были закрыты, и один забой с помощью новой техники обеспечивал добычу того же количества руды.

Таштагольский эксперимент убедительно показывает, сколь большие возможности таятся в переходе к новой технологии. Но пока этот переход осуществляется недостаточно быстро, в силу того что, по нашему мнению, организационные формы разработки и внедрения новой техники не соответствуют современному этапу научно-технической революции. Суть науч- но-технической революции состоит в переходе не от одной машины к другой машине, а в переходе к новой системе машин, реализующих принципиально новую технологию. Такая работа под силу научно-производственным объединениям, разрабатывающим эту новую технологию и внедряющим ее на определенном объекте, например на шахте. В научно-производственное объединение должны входить исследовательские подразде

ления, проектные отделы, конструкторские бюро, опытный завод, группа по внедрению, выполняющие конкретную целевую задачу по разработке и внедрению технологической системы, обеспечивающей, например, уровень производительности труда на шахтах 450 т угля в месяц с меньшими удельными капитальными вложениями, с меньшим расходом материалов, т. е. с улучшением и других качественных показателей. После приема государственной комиссией этой технологии ни одна новая или реконструируемая шахта, находящаяся в соответствующих горно-геологических условиях, не должна вводиться в эксплуатацию с показателями, худшими по сравнению с теми, которые были на экспериментальной шахте.

Решить поставленную задачу можно лишь при условии уже налаженного производства нового, высокопроизводительного оборудования. Однако этому препятствует отсутствие мощностей машиностроительных заводов, на которых может быть размещено производство нового оборудования. Нам представляется, что причиной такого положения являются недостаточные размеры общих капитальных вложений в производство машин и оборудования. Для решения поставленного вопроса размер капитальных вложений в угольное машиностроение должен быть увеличен по крайней мере вдвое.

В еще большей мере это положение относится к развитию лесной промышленности и лесного машиностроения. Здесь давно разработана система машин для комплексно-механизированной заготовки леса. При использовании этой системы машин рука человека не касается дерева: машина валит деревья, складывает в штабели, доставляет в нужное место, обрубает сучья, производя из отходов полезную продукцию. Но подобных машин выпускается мало, они часто ломаются и требуют больших затрат по уходу. Нужны дополнительные мощности, для того чтобы наладить высококачественное производство нужной техники.

Стандартная техника, поступающая в Сибирь, не отличается от машин, применяемых в южной и средней полосе нашей страны. В силу этого приходится поступающие в Сибирь автомашины доделывать на месте в соответствии с северными условиями.

Изучение работы в северных условиях автомобилей, тракторов, строительной техники, кранов показывает, что аварии и отказы в морозные дни бывают в 6—10 раз чаще, чем в обычных условиях. Нужны огромные затраты труда, чтобы ремонтировать непрерывно выходящую из строя технику, не рассчитанную на такие условия.

Если взять все расходы, например, на грузовой автомобиль за весь его жизненный цикл, скажем за 8 лет работы, то затраты на производство этого автомобиля составят только 2 % суммы совокупных затрат, а более 30 % составят затраты на текущий ремонт, затем на капитальный ремонт, а главное —

затраты на эксплуатацию этого автомобиля, на текущий уход за ним. Это среднее по стране соотношение. На Севере же затраты по уходу и ремонту повышенные. И здесь огромную экономию можно получить, приспособив в заводских условиях машину для работы на Севере. Даже если машина будет в несколько раз дороже, это полностью компенсируется за счет сокращения эксплуатационных и ремонтных расходов, продления срока службы и повышения ее производительности.

На островах и материке вдоль Северного морского пути круглосуточно работают многие десятки полярных станций — навигационных, гидрометеорологических и др. Каждая из этих станций обслуживается 5—10, а иногда и большим числом работников, которые живут в отрыве от населенных мест, действительно в тяжелых условиях. Такую работу необходимо поручить автоматике, но для этого нужны надежные источники электропитания. Создание источников питания, работающих в автоматическом режиме, например на ядерном горючем, позволило бы большинство станций закрыть и, регулярно посещая их на вертолете, производить профилактику.

Автоматизация, применяемая при освоении природного газа в Тюменской тундре, позволяет без вмешательства человека очищать газ от разных примесей, обезвоживать его и направлять в магистральный газопровод. Повышение надежности автоматических устройств позволит высвободить значительное число работников, обслуживающих установки и производящих их профилактику, сократить расходы по строительству поселков в необжитых местах, часто на болотах.

Говоря о материально-технической базе Сибири, мы совсем не имеем в виду, что производство машин и оборудования должно осуществляться на территории районов Сибири. Здесь не хватает трудовых ресурсов, чтобы одновременно добывать и перерабатывать сырье и производить машины, оборудование, автоматику. Технические базы для освоения природных ресурсов нужно создавать в разных, и прежде всего в обжитых, районах страны, но ориентировать каждую из этих баз нужно конкретно на сибирские условия.

Что касается производства малотранспортабельного, нестандартного оборудования, специфического для Сибири, то такие машиностроительные базы целесообразно размещать на юге Сибири, связанном надежными путями сообщения с осваиваемыми районами.

В частности, можно указать на создание Красноярского завода по производству тяжелых экскаваторов, нацеленного на освоение Канско-Ачинского угольного бассейна.

Сюда же можно отнести строительство в Сибири комплекса заводов по производству нефтяного и химического оборудования, предусмотренное на перспективу XXVI съездом КПСС. Этот комплекс будет производить крупные химические установки и нефтепромысловое оборудование, которое сможет по

 

Оби доставляться к строящимся предприятиям осваиваемого месторождения.

Здесь следует отметить еще одно обстоятельство. В Сибири сложилась довольно развитая база машиностроения, наибольший импульс этому процессу дала Великая Отечественная война, когда в Сибирь было перебазировано много машиностроительных заводов из западных районов страны. Специализация каждого такого завода со временем формировалась с учетом отраслевых, ведомственных интересов. В силу этого три четверти продукции сибирское машиностроение вывозит за Урал, в то же время 80 % потребностей в машинах и оборудовании Сибирь удовлетворяет за счет ввоза. Вряд ли такое положение можно считать целесообразным. Очевидно, нужна постоянная и кропотливая работа по специализации машиностроения, направленного на решение освоения природных ресурсов Сибирского края.

Освоение природных ресурсов Сибири в решающей степени зависит от технической базы. И дальнейшее мощное развитие такой базы в европейской части страны, на Урале, в прилегающих к Сибири районах и в самой Сибири является непременным и очень важным условием ускоренного развития здесь производительных сил в интересах всей страны.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив статей

^