Формирование ЕТС

Формирование ЕТС означает создание общегосударственного
транспортного конвейера, в котором обеспечивается оптимальное сочетание
отдельных видов транспорта, рациональное распределение между ними грузооборота
и пассажирооборота в соответствии с наиболее экономичными сферами применения
каждого вида транспорта. ЕТС предполагает проведение единой технической
политики в области развития общих для отдельных видов транспорта подвижных
средств, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, комплексное
развитие транспортных узлов и применение единой технологии для смешанных
перевозок.

Особое значение для ускоренного беснеревалочиого движения
грузов имеет развитие контейнерной системы, требующей унификации всего
подвижного состава, перевозящего контейнеры, погрузочно-разгрузочных
механизмов, подготовки пунктов приема, храпения и отправки контейнеров на всех
видах транспорта, а также в системе обращения и других отраслях материального
производства. Наконец, ЕТС невозможна без единых форм организации
производственного процесса, планирования, учета и управления на отдельных видах
транспорта. Совокупная мощность ЕТС значительно выше мощности отдельных видов
транспорта.

Большое народнохозяйственное значение имеет создание ЕАСС —
объединенной сети всех видов электросвязи, управляемой с помощью ЭВМ,
обеспечивающей высокие скорости передачи любых видов информации, почти
абсолютную достоверность и высокую надежность. ЕАСС может значительно расширять
виды передаваемой информации, включая передачу данных для вычислительных
центров, а также возникающие новые виды информации.

ЕАСС представляет оптимальное сочетание первичных и
вторичных сетей электрической связи и узлов коммутации, обеспечивающих
автоматизированную передачу информации между любыми пунктами страны. Эта
система, включая телефонную, телеграфную сеть, телевидение и радиовещание,
развивается, исходя из единых технических, технологических и организационных
принципов, сможет обеспечивать подобно единой транспортной системе все
потребности населения и производства с минимальными затратами.

Технической основой ОГАС является государственная сеть
вычислительных центров, в том числе крупных центров коллективного пользования и
многочисленных периферийных терминальных устройств, а также специальных сетей
связи для передачи массовых потоков информации. Эта техническая основа позволит
обслужить как крупных потребителей, так и средних и мелких, которые будут иметь
терминалы и использовать вычислительные центры коллективного пользования.

Вычислительные центры коллективного пользования позволят
значительно повысить эффективность работы в целом и уве-

связь и телевидение. Продолжается внедрение электрической
тяги на железных дорогах.

Комплексная механизация. Наиболее значителен удельный вес
комплексно-механизированных работ по погрузке и выгрузке наливных и сыпучих
грузов (минеральных, строительных, рудных, угля, зерна и т. д.).
Последовательное применение в процессе перевозок контейнеров и поддонов
позволило приступить к комплексной механизации трудоемкой работы по погрузке и
выгрузке тарно-штучных грузов.. Механизирован ряд процессов в почтовой связи.

Автоматизация непрерывных производственных процессов. Это
направление научно-технического прогресса отчетливо прослеживается в таких
отраслях, как транспорт электроэнергии, трубопроводный транспорт, междугородная
телефонная связь. В последней увеличивается протяженность мощных
автоматизированных кабельных и радиорелейных магистралей с использованием
эффективных систем уплотнения, полуавтоматических и автоматических способов
соединения.

Специализация технических средств инфраструктуры. Быстрыми
темпами развивается специализированный трубопроводный транспорт, увеличивается
доля специализированного подвижного состава на автомобильном, железнодорожном и
морском транспорте. Выделяются специализированные направления транспортной сети
по перевозкам пассажиров с повышенными скоростями.

В составе материально-технического снабжения увеличивается
доля специализированных складов и баз, для которых создаются необходимые
перегрузочные механизмы с учетом специфики хранимых грузов.

Автоматизация управления. В инфраструктуре она связана с
использованием ЭВМ, которые приняли на себя часть логических операций
умственного труда. Процессы автоматизации управления находят все большее
применение внутри отраслей инфраструктуры в виде создания отраслевых
автоматизированных систем управления (ОАСУ) с крупными вычислительными центрами.

Перечисленные направления научно-технического прогресса еще
далеко не исчерпали своих возможностей в технике транспорта, связи и снабжения,
но их применение уже в настоящее время явилось источником интенсификации многих
производственных процессов инфраструктуры, повышения производительности
оборудования, роста производительности труда.

Крупнейшим фактором воздействия научно-технического
прогресса на отрасли инфраструктуры является комплексный, системный подход к их
развитию и к развитию инфраструктуры в целом (процессы создания единой
транспортной системы (ЕТС), единой автоматизированной системы связи (ЕАСС),
общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС).

 

Формирование ЁТС означает создание общегосударственного
транспортного конвейера, в котором обеспечивается оптимальное сочетание
отдельных видов транспорта, рациональное распределение между ними грузооборота
и пассажирооборота в соответствии с наиболее экономичными сферами применения
каждого вида транспорта. ЕТС предполагает проведение единой технической
политики в области развития общих для отдельных видов транспорта подвижных
средств, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, комплексное
развитие транспортных узлов и применение единой технологии для смешанных
перевозок.

Особое значение для ускоренного бесперевалочного движения
грузов имеет развитие контейнерной системы, требующей унификации всего
подвижного состава, перевозящего контейнеры, погрузочно-разгрузочных
механизмов, подготовки пунктов приема, хранения и отправки контейнеров на всех
видах транспорта, а также в системе обращения и других отраслях материального
производства. Наконец, ЕТС невозможна без единых форм организации
производственного процесса, планирования, учета и управления на отдельных видах
транспорта. Совокупная мощность ЕТС значительно выше мощности отдельных видов
транспорта.

Большое народнохозяйственное значение имеет создание ЕАСС —
объединенной сети всех видов электросвязи, управляемой с помощью ЭВМ,
обеспечивающей высокие скорости передачи любых видов информации, почти
абсолютную достоверность и высокую надежность. ЕАСС может значительно расширять
виды передаваемой информации, включая передачу данных для вычислительных
центров, а также возникающие новые виды информации.

ЕАСС представляет оптимальное сочетание первичных и
вторичных сетей электрической связи и узлов коммутации, обеспечивающих
автоматизированную передачу информации между любыми пунктами страны. Эта
система, включая телефонную, телеграфную сеть, телевидение и радиовещание,
развивается, исходя из единых технических, технологических и организационных
принципов, сможет обеспечивать подобно единой транспортной системе все
потребности населения и производства с минимальными затратами.

Технической основой ОГАС является государственная сеть
вычислительных центров, в том числе крупных центров коллективного пользования и
многочисленных периферийных терминальных устройств, а также специальных сетей
связи для передачи массовых потоков информации. Эта техническая основа позволит
обслужить как крупных потребителей, так и средних и мелких, которые будут иметь
терминалы и использовать вычислительные центры коллективного пользования.

Вычислительные центры коллективного пользования позволят
значительно повысить эффективность работы в целом и уве-

 

личат полезную загрузку мощных ЭВМ. В связи с этйм
целесообразна централизация как парка ЭВМ, так и средств связи, что позволит
относительно уменьшить: общий парк ЭВМ, полнее загрузить эту дорогостоящую
технику. Необходимо отметить, что реализация всех направлений научно-технического
прогресса, и в первую очередь системного подхода, требует совершенствования
хозяйственного механизма, действующего в данных отраслях, централизации
управления инфраструктурным комплексом в целом и его отдельными частями и в
связи с этим соответствующих изменений в планировании и финансировании с
обязательным систематическим пересмотром цен и тарифов и т. д.

Исходя из современных представлений о перспективных темпах
роста материального производства, сдвигах в его структуре и размещении, учитывая
всевозрастающую роль научно-технического прогресса во всех сферах народного
хозяйства страны, а также, оценивая фактически достигнутый уровень развития
отраслей инфраструктуры, можно дать некоторые качественные оценки ее уровня в
перспективе.

Все мероприятия по развитию отраслей инфраструктуры можно
разделить на две группы: первая связана с дальнейшим наращиванием масштабов
материально-технической базы и се техническим совершенствованием; вторая — с
усилением процессов интенсификации всех сторон деятельности производственного
аппарата инфраструктуры. Обе эти стороны взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
Для осуществления первой группы мероприятий потребуются крупные объемы
капитальных вложений, что приведет к расширению масштабов всех элементов
производственного аппарата, т. е. к росту сети путей сообщения, протяженности
каналов связи, парка подвижного состава, контейнеров и тары, емкостей складов,
элеваторов, холодильников и т. д.

Укрепление материально-технической базы инфраструктуры за
счет сооружения новых объектов и модернизации значительной части действующих
фондов будет сопровождаться повышением качества и эффективности ее
производственной деятельности. Совершенствование координации работы всех видов
транспорта, повышение уровня использования и надежности технических средств
связи, улучшение планирования работы транспорта и отраслей снабжения — все эти
пути интенсификации деятельности инфраструктуры, составляющие вторую группу
мероприятий, будут в полной мере использованы в пред- стоящий период.

Реализация указанных направлений развития инфраструктуры в
текущей пятилетке и до 1990 г. позволит в значительной мере ликвидировать ее
отставание от потребностей народ-

 

ного хозяйства страны. Предварительная оценка масштабов
деятельности показывает, что ее доля в валовом общественном продукте и основных
производственных фондах, как и в десятом пятилетии, будет увеличиваться. Такие
же тенденции развития будут характерны и за пределами 1990 г.

Однако решение ряда важнейших задач развития комплекса в
целом и отдельных его отраслей требует более продолжительных сроков и
значительных размеров инвестиций. Такие масштабные задачи, как повышение
транспортной обеспеченности страны до уровня ряда экономических регионов
европейской части страны, полное удовлетворение потребностей населения и
непроизводственной сферы народного хозяйства в средствах передачи информации
(телефонизация страны), смогут, очевидно, быть решены в более далекой
перспективе.

Период становления коммунистической формации, создание
материально-технической базы за пределами 1990 г. будут характеризоваться
нарастающими темпами внедрения достижений научно-технического прогресса во все
сферы и отрасли народного хозяйства страны.

В таких крупномасштабных но размерам фондов отраслях, как
транспорт и вся складская система страны, сдвиги в технике и технологии
транспорта и системы хранения изменят структуру производственного аппарата в
сторону повышения доли в нем новых отраслей и технических средств, позволят
значительно удешевить его функционирование.

Внутреннее членение инфраструктуры в значительной степени
находится под влиянием структуры материального производства. Для транспорта и
отраслей снабжения особое значение имеют сдвиги в топливно-энергетическом
балансе, изменения в инвестиционном комплексе, а также возрастание масштабов
сельскохозяйственного производства.

Как известно, в 80-е годы будет продолжена реализация новой
энергетической программы, рассчитанной на длительную перспективу. Главное в
этой программе — качественная структурная перестройка топливно-энергетического
баланса, повышение в нем доли ядерной энергетики, тепловых электростанций на
угле открытых разработок, а также доли гидроэнергии. Эта программа потребует
серьезных сдвигов во всей транспортной системе, где за пределами ближайшей
перспективы в грузообороте повысится доля линий электропередачи большой
мощности, возрастет доля газопроводного транспорта. Повышение в
топливно-энергетическом балансе доли ядерной энергетики, гидроэнергии и
электроэнергии, вырабатываемой вблизи от крупнейших угольных месторождений
Сибири, позволит сократить удельные показатели грузооборота топливно-
энергетических грузов.

Совершенствование инвестиционного комплекса, снижение
материалоемкости, выпуск продукции с облегченной объемной массой, обогащение
нерудных материалов в местах добычи

также приведут к снижению удельных показателей грузооборота
минеральных строительных материалов.

Интенсификация сельскохозяйственного производства—достижение
высокой, устойчивой урожайности в земледелии и повышение продуктивности животноводства
— является одним из факторов, воздействующих на развитие ряда отраслей
инфраструктуры. Решить проблему подъема сельского хозяйства без ликвидации
бездорожья в основных районах страны, без соответствующего развития отраслей
заготовок и местных видов связи невозможно. Огромное дорожное строительство в
сельской местности — часть одной из наиболее крупных комплексных программ
развития инфраструктуры — автомобилизации страны. Она включает сооружение сети
усовершенствованных автомобильных дорог низших категорий и создание
многомиллионного парка автомобилей для сельского хозяйства и населения,
проживающего в сельской местности.

Весьма эффективным может оказаться применение в сельском
хозяйстве пневмотрубопроводов как стационарного, так и сезонного назначения.
Возможность использовать ие только металлические трубы, но и трубы из более
дешевых материалов (пластмассы, железобетона и т. д.), прокладывать их под
землей и на ее поверхности, полностью механизировать весь процесс
транспортировки, погрузки и выгрузки — все это может коренным образом изменить
внутрихозяйственный и внешний транспорт сельского хозяйства, эффективно решить
эту проблему в масштабах страны, рационализировать перевозки
сельскохозяйственной продукции.

Необходимо отметить воздействие такого фактора на
деятельность инфраструктуры, как комплексное развитие производства в крупных
регионах страны. Комплексное использование внутренних ресурсов районов,
развитие отраслей внутрирайонного значения при ведущей роли отраслей
территориальной специализации в условиях огромных масштабов производства даст
значительный экономический эффект, ограничивая массовые перевозки
малотранспортабельных видов продукции (строительных материалов и деталей,
продукции сельского хозяйства, повсеместно производимых видов продукции личного
потребления и т. д.) пределами региона. В межрайонный и межгосударственный
обмен должна входить обработанная продукция отраслей специализации, которую
эффективно перевозить на большие расстояния. Соответственно возрастают
требования к развитию и размещению местных видов транспорта и системы
снабжения, обеспечивающих внутрирайонные перевозки и хранение продукции.

Структурные сдвиги в материальном производстве, высокая
степень интенсивного использования всех материальных ресурсов и производственного
аппарата повлияют в перспективе на некоторое относительное снижение
потребностей общественного производства в таких видах услуг, как
транспортировка

грузов, их перегрузка и хранение. Вместе с тем факторы
качественного повышения уровня общественного производства вызовут увеличение
потребности в сборе, переработке, хранении и выдаче информации.

Нарастание объемов ресурсов, направляемых в инфраструктуру,
позволит решить такую важнейшую для социального развития страны проблему, как
соединение всех населенных пунктов страны транспортной сетью круглогодичного
использования с районными центрами и станциями железных дорог.

Необходимость оптимизации размещения сети магистральных
автомобильных дорог, отхода от ее исторически сложившегося начертания, требует
создания заново многих направлений опорной сети магистрального значения.

Предварительная оценка прироста сети новых и
реконструированных автомобильных дорог с твердым покрытием, необходимого для
решения указанной выше задачи обеспечения всех населенных пунктов шоссейными
дорогами, а также создания опорной сети магистральных дорог высших классов,
соединяющих все крупные административные центры и промышленные узлы, показывает
величину, превышающую размер современной сети дорог.

Все эти мероприятия позволят примерно в два с лишним раза
против современного уровня повысить густоту сети автомобильных дорог (в расчете
на 100 кв. км).

Необходимость повышения качества дорожной сети, замены
облегченных покрытий усовершенствованными на значительной части автомобильных
дорог увеличивает удельные единовременные вложения в развитие сети дорог.
Однако это мероприятие позволяет резко увеличить производительность автопарка
за счет роста скоростей и использования большегрузных машин.

Появление для необжитых территорий новых транспортных
средств на воздушной подушке, способных преодолевать бездорожье с значительной
полезной нагрузкой, даст возможность освоить перевозки в северных районах,
заменив ими автомобильные, речные и воздушные виды транспорта. Получат
значительное развитие транспортные средства непрерывного типа для массовых
грузов — газопроводный, трубопроводный (для жидких грузов) и пневмоконтейнерный
(для твердых грузов) с протяженностью, зависящей от характера грузопотока. В
пассажирских сообщениях на наиболее загруженных направлениях начнут действовать
скоростные виды транспорта. В городах целесообразно применять в значительно
больших масштабах скоростной подземный транспорт. Одновременно необходимо
сохранить высокие темпы роста сети железных дорог, поскольку железнодорожный
транспорт останется основой транспортной системы страны. Он будет располагать
значительной сетью дорог, в том числе многопутными магистралями, по которым
целесообразно пропускать мощные грузовые составы со значитель ными скоростями.
Особое значение имеет техническое перево

оружение магистралей, соединяющих восточные и западные
районы страны, обеспечивающих самые мощные потоки грузов. Сохранят свое
значение линии пассажирского движения на средние расстояния, а повышение
скорости движения сократит сроки доставки пассажиров в места назначения.

Значительный прирост сети новых железных дорог, усиление
действующих магистралей позволят решить такие задачи, как строительство новых
крупнейших магистралей в Сибири и на Дальнем Востоке, создание там же подходов
к крупным месторождениям полезных ископаемых, железнодорожных линий к
административным центрам; создание специализированных направлений для грузового
и пассажирского транспорта в районах европейской части страны и Урала.

Расширение сферы действия речного транспорта путем
сооружения причалов предприятий, расположенных в приречных районах, а также
продление сроков навигации на реках, использование судов смешанного плавания
«река—море», создание сквозных путей на реках Сибири — все это поможет повысить
долю речного транспорта в грузообороте страны.

Сфера деятельности морского транспорта — обеспечение
внешнеторговых связей и продажа услуг на сторону (работа флота на перевозках
грузов иностранных владельцев) — сохранит свое значение и в далекой
перспективе. Объемы же работы морского транспорта в значительной мере будут
определяться развитием экономических связей с социалистическими и
развивающимися странами.

Таким образом, уже за пределами перспективы большие масштабы
нового строительства и технического перевооружения, рациональное направление
структурных сдвигов на транспорте позволят обеспечивать все перевозки грузов и
пассажиров наиболее экономичным путем, причем в расчет эффективности перевозок
отдельными видами транспорта важной составляющей войдут энергетические затраты.
Более полный учет этого вида затрат, связанный с новой энергетической
программой, может заметно изменить границы сфер наиболее экономичного действия
отдельных видов транспорта, т. е. повлиять в известной мере на соотношения
отдельных видов транспорта в грузо- и пассажирообороте.

Развитие инфраструктуры в период создания материально-
технической базы коммунистической формации включает ряд крупных комплексных
программ целевого назначения. К ним относятся уже упомянутая программа
строительства автомобильных дорог как часть автомобилизации страны, а также
программа телефонизации.

Завершение процесса телефонизации страны позволит обеспечить
каждую семью телефонной связью, а также повысить степень телефонизации
производственной и непроизводственной сфер.

При условии темпов роста числа телефонов на 100 жителей,

значительно превышающих темпы роста национального дохода,
можно сравнительно быстро поднять уровень телефонизации страны до
западноевропейских показателей. В качестве ориентира можно предполагать, что
телефоном будут обеспечены все семьи, проживающие в крупных городах, в менее
крупных городах и в сельской местности один телефон придется на несколько
семей. Окончательного завершения этого процесса можно ожидать в более
отдаленной перспективе, когда каждая семья сможет быть обеспечена телефоном.
Параллельно будет быстрыми темпами развиваться междугородная телефонная связь.

Важной составной частью инфраструктуры указанного периода
явится складская система народного хозяйства, включающая все виды универсальных
и специализированных складов, баз, холодильников, элеваторов и т. д. во всех
отраслях народного хозяйства страны.

Сочетание крупных межотраслевых складов и баз, выполняющих
распределительные функции, с аналогичными средствами местного значения в сфере
производства и потребления позволит рационализировать транспортные перевозки, в
том числе увеличить в их общем объеме долю внутрирайонных перевозок продукции
массового потребления.

Огромные масштабы услуг и многократное увеличение
экономических связей потребуют от производственного аппарата инфраструктуры в
целом поддержания оптимального уровня резервных мощностей, поскольку под
влиянием научно-технического прогресса будет необходима частая и быстрая
перестройка материального производства в связи с изменением общественных
потребностей.

Оценивая общие масштабы производственной базы всех отраслей
инфраструктуры на этапе создания материально-технической базы коммунизма, можно
считать, что уровень ее развития по отдельным элементам будет в несколько раз выше
современного уровня (по числу телефонов, единиц подъемно-транспортного и
складского оборудования, парку тары и контейнеров, парку грузовых автомобилей,
парку легковых машин). Значительно возрастут сеть трубопроводов и автомобильных
дорог с усовершенствованным покрытием, площади складов, элеваторов,
холодильников. Осуществится относительно крупный прирост сети железных дорог, в
том числе электрифицированных, парка морских и речных судов. Появится
значительная по размерам сеть пневмоконтейнерных трубопроводов. Все это
потребует многомиллиардных вложений. Доля капитальных вложении, направляемых в
инфраструктуру, должна, по расчетам, повыситься против сегодняшней до 15—16%,
чтобы программа развития этого комплекса до уровня потребностей народного
хозяйства была выполнена.

Преодоление негативных моментов в развитии инфраструктуры,
обусловливающих ее отставание от современных и пер

спективных потребностей материального производства,
настоятельно требует увеличения доли капитальных вложений, направляемых в новое
строительство и на техническую реконструкцию материально-технической базы
инфраструктуры.

Повышение темпов научно-технического прогресса необходимо во
всех отраслях инфраструктуры, и в первую очередь на железнодорожном и
автомобильном транспорте и в складской сети, где не полностью используются все
имеющиеся эффективные направления научно-технического прогресса, где высока
доля ручного труда, медленно растет производительность труда. В особо
неблагоприятных условиях в этом отношении находятся грузовой автотранспорт, а
также современный парк погрузочно-разгрузочных средств, не обеспечивающий
полной механизации работ с тарно-штучными грузами на транспорте и складах.

Научные заделы в области техники и энергетики транспорта на
более далекую перспективу должны более активно влиять на решение таких
социально-экономических проблем, как полная ликвидация бездорожья, увеличение
подвижности населения, сближение условий жизни в городской и сельской
местности, охрана окружающей среды.

В период создания материально-технической базы коммунизма
перед транспортом как наиболее крупной отраслью инфраструктуры ставятся задачи
завершения формирования единой транспортной сети (ЕТС), ликвидации бездорожья в
основных сельскохозяйственных районах путем всемерного развития местных видов
транспорта (включая автодороги низших категорий, водные пути местного значения,
а также новые виды транспорта). Для осуществления объема строительства,
позволяющего в основном ликвидировать отставание транспорта, требуются более
высокие темпы роста капитальных вложений по сравнению с темпами роста грузо- и
пассажирооборота.

Отрасль связи в своем развитии должна помочь решению
важнейших социально-экономических задач в процессе осуществления строительства
коммунизма, в том числе воспитания и образования всех членов коммунистического
общества, стирания разницы в условиях проживания в городской и сельской
местности. Это требует обеспечения всех семей вне зависимости от места их
проживания телефонами, телевизорами и радиоприемниками.

Отрасли материально-технического снабжения и сбыта и отрасли
заготовок должны обеспечит!, наиболее рациональные формы обращения продукции
производственного назначения при полном сохранении ее качества. Это потребует
большого прироста площадей складских помещений, в том числе закрытых,
комплексной механизации и автоматизации складских работ, погрузки и выгрузки,
создания АСУ. Не менее крупные задачи стоят в области создания технически
передовой сети

элеваторов, холодильников, складов, обеспечивающих
сохранение качества сельскохозяйственной продукции. Сооружение крупных
элеваторов позволит резко увеличить их долю в системе хранения зерна. Должно
подняться на уровень требований материального производства все тарное и
контейнерное хозяйство как один из важных элементов инфраструктуры.

Развитие всех отраслей инфраструктуры, доведение их до
уровня, соответствующего требованиям материального производства и социальной
сферы, обусловливает необходимость значительных инвестиций и довольно
длительного времени. Ориентировочные расчеты размеров этих вложений в развитие
транспорта, связи, отраслей материально-технического снабжения и сбыта,
индустрии информации на этапе создания материально-технической базы коммунизма
показали их весьма крупную величину. Однако народнохозяйственная эффективность
(включая ликвидацию ежегодных многомиллиардных потерь) развития данной сферы
столь велика, что эти вложения окупятся за период ниже нормативного срока.
Кроме того, социальный результат, который будет достигнут, оправдает столь
большие вложения.

Be the first to comment on "Формирование ЕТС"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*