» » Составная часть инфраструктуры
Информация к статье
  • Просмотров: 660
  • Автор: Admin
  • Дата: 29-01-2014, 18:13
29-01-2014, 18:13

Составная часть инфраструктуры

Категория: Разное

Составная часть инфраструктуры — парк контейнеров, поддонов и тары, которые обеспечивают сохранность продукции, комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных и складских работ на всех предприятиях, использующих их, ускоряют процесс передвижения грузов, в ряде случаев выполняют роль временных складов.

В парке контейнеров в настоящее время преобладают не большегрузные контейнеры на 10, 20 и более тонн, а средние по

размерам (2,5—3,0 т брутто). Недостаточны темпы роста й отраслях народного хозяйства средств оснащения контейнерных площадок, средств механизации разгрузки контейнеров; в производстве тары преобладают изделия из дерева, наиболее экономичные виды из картона и бумаги составляют около пятой части производства тары в целом. Сбор, ремонт и повторное использование тары составляют одну треть потребности в ней. Между тем возможная ежегодная экономия от повторного использования тары оценивается в 1 млрд. руб.

В общую систему обращения продукции производственного назначения входят заготовки сельскохозяйственной продукции. В истекшее десятилетие основные фонды отрасли заготовок выросли в 2 раза, в том числе элеваторные емкости увеличились па 30 млн. т, почти на 9 млн. т расширились мощности базы для хранения картофеля, овощей, фруктов.

Отрасль заготовок — вид оптовой торговли. Через эту специализированную отрасль поступает на хранение и переработку только часть продукции сельского хозяйства (зерновые и зернобобовые культуры). Одновременно функции закупок и хранения выполняют отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, и отрасли розничной торговли. Значительные объемы семенного и фуражного зерна, кормов, овощей и фруктов хранятся в совхозах и колхозах для последующей переработки и производственного использования.

Основная часть товарной продукции сельского хозяйства поступает к потребителю через систему государственных закупок. Их объем в силу влияния погодных условий подвержен значительным колебаниям (например, в 1978 г. заготовки зерновых составили 140% к уровню 1977 г.). Поэтому требования к размерам складских площадей должны ориентироваться на максимально высокий уровень урожайности, возможный для данных условий техники и технологии сельскохозяйственного производства. Как и в других отраслях инфраструктуры, здесь необходимы значительные резервы мощностей, наличие которых предотвратит потери продукции в процессе заготовок и хранения.

Хранение без потерь собранного урожая зерновых культур, картофеля, овощей, фруктов, сахарной свеклы, хлопка-сырца, продукции животноводства — одна из наиболее неотложных задач развития продовольственного комплекса страны. Необходимость решения задачи существенного улучшения системы хранения закупленной государством продукции подчеркнул Л. И. Брежнев на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС!. Важный момент в решении поставленной задачи — сочетание хранения заготовленной продукции в централизованных хранилищах и хранилищах совхозов и колхозов, откуда по мере необходимости она будет поступать в производственное и личное по

требление. Сооружение небольших и средних но размерам хранилищ, складов, холодильников непосредственно в сельском хозяйстве как для нужд городского, так и сельского потребления — один из путей улучшения системы хранения, резкого сокращения потерь произведенной продукции, смягчения сезонного пика нагрузки на транспорт.

Подводя итог состоянию и взаимодействию всех отраслей производственной инфраструктуры, мы можем отметить, что дальнейшее развитие этой сферы в 80-е годы будет подчинено задачам обеспечения основными видами услуг потребностей народного хозяйства и населения страны, сокращения отставания инфраструктуры от отраслей материального производства.

3. Факторы и пути дальнейшего развития инфраструктуры

Формирование технического аппарата инфраструктуры в период создания материально-технической базы коммунизма нацелено на решение крупных народнохозяйственных задач.

Во-первых, задач полного и своевременного обеспечения отраслей материального производства услугами по перемещению и хранению всех средств производства, предъявленных отраслями промышленности, сельского хозяйства, строительства, а также услугами по передаче информации. Высокое качество этих услуг — залог максимального сокращения потерь продукции в сфере обращения, увеличения скорости доставки и обеспечения ритмичности перевозок, подготовки продукта к производственному потреблению, своевременного принятия и оптимизации научно-технических, экономических и управленческих решений в сфере материального производства.

Во-вторых, задач полного обеспечения услугами высокого качества непроизводственной сферы и населения в передвижении и передаче всех видов информации в интересах решения социальных задач: повышения благосостояния народа, выравнивания уровня жизни городского и сельского населения, формирования коммунистического сознания и воспитания человека коммунистического общества.

Эти задачи характерны для всех этапов создания материально-технической базы коммунизма, но практические пути развития инфраструктуры на каждом этапе определяются конкретными условиями экономического, социального, внешнеполитического порядка.

В предстоящий перспективный период последних десятилетий двадцатого века будут решаться в основном задачи ликвидации отставания инфраструктуры, а уровень ее развития приблизится к уровню материального производства и потребностям населения страны.

Окончательное решение данной задачи будет, видимо, осуществлено за пределами XX века.

 

Оптимальный размер услуг и соответствующая ему материально-техническая база определяются научно обоснованными потребностями общественного производства. Уровень научно обоснованных потребностей зависит от рациональной структуры народного хозяйства, полной сбалансированности всех его элементов, оптимального размещения производительных сил, высокой степени обобществления производства, внедрения достижений научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни.

Для отраслей инфраструктуры в этом плане насущно необходимы: единый подход к развитию системы в целом и ее отдельных частей; использование для перевозок оптимальных схем грузопотоков, разработанных для всех видов транспорта; рациональная организация хозяйственных связей, включая установление регламентированных объемов и сроков хранения запасов; передовые техника и технология погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных работ, а также сбалансированное развитие производственного комплекса в целом в соответствии с нарастающими объемами услуг.

Главными факторами, воздействующими на масштабы, структуру и качество услуг, являются, во-первых, потребности народного хозяйства, его отдельных отраслей и регионов, во- вторых, технический уровень, технология и организация производственного процесса в отраслях инфраструктуры, в-третьих, общие размеры и рациональное соотношение в производственном аппарате традиционных и новых видов техники.

Как уже отмечалось, изучение потребностей народного хозяйства в услугах инфраструктуры связано с сопоставлением стоимостных показателей. За последнее десятилетие была характерна стабилизация доли инфраструктуры в валовом общественном продукте на фоне известного отставания инфраструктуры от потребностей народного хозяйства. Полное удовлетворение последних на основе значительного роста масштабов услуг повлечет за собой некоторое увеличение доли отраслей инфраструктуры в валовом общественном продукте, т. е. в десятилетия до 2000 года темпы роста валовой продукции инфраструктуры не должны снижаться, а быть на уровне темпов роста общественного производства или несколько выше.

Поскольку стоимостная оценка объемов услуг инфраструктуры оказывается недостаточной для определения размеров материально-технической базы данного комплекса, то ее необходимо дополнить оценкой масштабов работы отдельных отраслей, выраженной в натуральных показателях.

Необходимыми предпосылками при определении потребностей народного хозяйства в услугах инфраструктуры являются данные о масштабах развития и особенностях размещения конкретных отраслей и предприятий материального производства, о размещении населения, размерах населенных пунктов, наконец, данные о развитии непроизводственной сферы,

 

Общая потребность со стороны всех сфер общественного производства в услугах инфраструктуры складывается под .влиянием двух тенденций - роста материального производства, имеющего в общем плавный характер, и потребностей населения и непроизводственной сферы, где по ряду технических устройств имеется предел оптимального насыщения, после которого рост потребностей в услугах пропорционален росту населения.

При анализе потребностей в конкретных видах услуг необходим учет зависимости отраслей инфраструктуры от степени развития и специфики размещения нуждающихся в этих услугах отраслей народного хозяйства. Так, развитие транспорта, системы материально-технического снабжения и заготовок сопряжено с развитием отраслей, производящих многотоннажные виды продукции (топливно-энергетические, производство черных и цветных металлов, производство строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая отрасли, производство минеральных удобрений, строительство, сельское хозяйство во взаимосвязи с отраслями пищевой и легкой промышленности), а также отраслей, выпускающих многопрофильные виды продукции (машиностроение, отрасли химической промышленности, легкая и пищевая отрасли и т. д.) и образующих разветвленные связи по кооперации.

Рост масштабов общественного производства вызывает увеличение масштабов услуг. В то же время сдвиги в структуре конкретных отраслей материального производства влияют на различия в темпах роста услуг определенного вида и назначения.

В целом на темпы роста услуг транспорта и отраслей оптовой торговли на ближайший период окажут разнонаправленное влияние такие крупнейшие факторы развития народного хозяйства страны, как интенсификация общественного производства, ведущая к снижению удельных показателей грузооборота и товарооборота на 1 млрд. руб. выпущенной продукции; освоение отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока и рост выпуска многотоннажных видов продукции, которые будут влиять на повышение удельного показателя грузооборота и товарооборота.

Для отрасли связи, а также для пассажирского транспорта определяющее воздействие на размеры услуг и потребную производственную базу оказывают, помимо развития сферы материального производства, рост населения и соотношение развития крупных, средних и малых городов и сельских поселений.

Ожидаемая работа по перевозкам грузов и пассажиров является той основой, из которой вытекает оценка общих масштабов грузооборота и первичное его распределение по видам транспорта. Следующим этапом является определение размеров материально-технической базы транспорта, необходимой для выполнения заданного объема перевозок. Количественные зависимости между объемами грузооборота и пассажирообо-

рота и размерами материально-технической базы транспорта могут быть определены достаточно точно только на сравнительно короткий плановый срок. Сложнее выявить зависимость размеров транспортной сети и подвижного состава от размеров грузо- и пассажирооборота на более далекую перспективу.

При оценке темпов развития материально-технической базы отдельных видов транспорта необходимо иметь в виду и решение определенных социально-экономических задач на предстоящем этапе создания материально-технической базы.

Так, решение задачи обеспечения всех перспективных населенных пунктов на селе круглогодичной связью с районными центрами и станциями железных дорог требует значительного развития дорог местного значения и сети сельских дорог внутрихозяйственного назначения. Майский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу построить в сельской местности за десятилетие примерно 130 тыс. км автомобильных дорог общего пользования и 150 тыс. км дорог внутрихозяйственного значения '.

Задача освоения удаленных районов Сибири и Дальнего Востока и обеспечения растущих транспортных связей восточных и западных районов страны требует большого строительства сети опорных железных дорог типа Байкало-Амурской магистрали, мощных трубопроводов, линий электропередачи. Многие новые транспортные объекты магистрального значения могут быть оценены достаточно точно уже на современном этапе на основе проектных разработок и прогнозных оценок.

Определенную сложность представляет анализ соотношений и развития отраслей материально-технического снабжения, сбыта и заготовок в зависимости от потребностей общества. Их Функционирование в качестве самостоятельных отраслей народного хозяйства имеет сравнительно небольшой срок, а научные исследования проблем взаимосвязей народного хозяйства с отраслями оптовой торговли средствами производства крайне недостаточны. Исходя из того, что тенденция роста урожайности будет определяющей в развитии сельского хозяйства на весь период строительства материально-технической базы коммунизма, а также учитывая необходимость достижения оптимальных размеров товарных запасов продукции промышленного производства в народном хозяйстве, можно полагать, что объемы услуг данных отраслей значительно возрастут.

Необходимость обеспечения нормальных условий хранения, сокращения потерь продукции в этих отраслях, рационализация обращения средств производства, настоятельная потребность в снижении трудоемкости погрузочно-разгрузочных и складских операций требуют высоких темпов прироста их материальнотехнической базы. Создание передовой техники и емкостей хранения зерновых и кормовых культур требуется не только в государственной системе, но и во всем агропромышленном комплексе, т. е. стоит задача формирования весьма крупной специализированной отрасли хранения, рассчитанной на весь объем произведенного зерна, а не только его товарной части.

 

Аналогичные процессы обобществления, повышения уровня концентрации, увеличения доли складского товарооборота будут характерны и для материально-технического снабжения, производственная база которого должна развиваться и технически перевооружаться во всех звеньях народного хозяйства.

Весьма перспективен путь создания мощного тарного хозяйства как важного межотраслевого технического комплекса, обеспечивающего рационализацию всего процесса обмена материальными ценностями. Решение вопроса о создании специализированной отрасли, обеспечивающей производство, эксплуатацию и целесообразное использование тары всех видов, включая контейнеры, поддоны, пакеты, а также подъемно-транспортное оборудование, позволит значительно улучшить функционирование этого важного технического элемента инфраструктуры.

В целом виды услуг, предоставляемых инфраструктурой народному хозяйству и населению, в последние десятилетия XX века по своим масштабам будут весьма значительными (грузооборот и пассажирооборот, включая городской транспорт, оптовый товарооборот продукции производственного назначения, объемы передачи информации но каналам связи, объемы сбора, переработки, хранения информации). Все это потребует значительного прироста производственной базы всех отраслей инфраструктуры.

Требуемые объемы нового строительства и модернизации в отраслях инфраструктуры могут быть осуществлены только при соответствующем увеличении производства в отраслях—изготовителях техники и строительных материалов для транспорта, связи, сети складов, баз, элеваторов, холодильников. Необходимо существенно увеличить производство строительных материалов всех видов для сооружения автомобильных дорог, наладить выпуск дорожно-строительных комплексов, а также увеличить производство подвижного состава всех видов транспорта, транспортно-складских механизмов, средств связи, тары всех типов и пр. Развитие производственной базы инфраструктуры зависит, таким образом, от увеличения масштабов производства средств производства.

Выполнение огромных объемов этих услуг традиционными техническими средствами потребует колоссальных капитальных вложений в развитие материально-технической базы инфраструктуры и несколько десятилетий па их осуществление. Необходимость решения этой проблемы в более сжатые сроки с учетом реальных возможностей инвестиций заставляет обра

тить самое серьезное внимание на убыстрение темпов научно- технического прогресса в отраслях инфраструктуры.

Научно-технический прогресс вносит революционные преобразования в производительные силы общества, в том числе в коммуникации — средства транспорта и связи. Коренные изменения в технических средствах этих отраслей — непременное условие общего процесса внедрения научно-технических достижений в материальное производство.

Важная проблема развития инфраструктуры под воздействием научно-технического прогресса — повышение качества ее деятельности (рост скоростей, регулярности, надежности, безопасности). Повышаются мощность и грузоподъемность транспортных и перегрузочных средств, улучшается дорожная сеть, что позволяет повысить скорости передвижения, резко увеличиваются мощности каналов связи и т. д. За истекшие двадцать лет скорость передвижения пассажиров в результате перехода к реактивным типам самолетов возросла в десятки раз, а число каналов для передачи информации с помощью световода — в тысячи раз по сравнению с симметричным кабелем.

Каковы же направления научно-технического прогресса в отраслях инфраструктуры в настоящее время?

Прежде всего, это реализация принципиально новых 'научно-технических направлений в технике и технологии производственных процессов.

Наиболее разительные изменения вносит научно-технический прогресс в технику и технологию связи. В результате внедрения научных разработок в области квантовой электроники сделаны практические шаги по использованию лазера в технике связи. На основе лазера создаются мощные многоканальные средства связи, обеспечивающие высокую достоверность и надежность передачи информации, в частности для ЭВМ. Световодные линии обладают практически неограниченной пропускной способностью. Так, если число каналов волноводных линий составляет 100 тыс., то световодов (оптических кабелей) — 1 млн., что в 10—100 раз больше, чем число каналов коаксиального кабеля.

Достижения в этой отрасли дают основание рассчитывать на то, что в технике связи возможны уже в ближайшем будущем крупные перемены, позволяющие в экономическом отношении удешевить средства связи и сделать их сравнительно быстро доступными всему населению.

Применение новых научно-технических принципов в' развитии транспортных средств имеет несколько направлений:

создание скоростных пассажирских линий, базирующихся на использовании магнитной подвески -и воздушной подушки, исключающих применение традиционного рельсового пути и позволяющих достичь высоких скоростей. Это может обеспечить крупные потоки пассажиров на подходах к городам и в густо- заселенных районах;

 

создание высокопроходимых автономных транспортных средств для удаленных районов с небольшим потоком грузов, использующих принцип воздушной подушки. Транспорт на воздушной подушке может облегчить решение задачи ликвидации бездорожья в труднодоступных и слабозаселенных районах страны;

создание транспортных средств, не загрязняющих окружающую среду. Предполагается замена в городах современных двигателей внутреннего сгорания на автотранспорте электромобилями, а также двигателями внутреннего сгорания нового типа без вредных выхлопов в атмосферу;

создание транспортных средств непрерывного действия для перемещения больших потоков твердых грузов. Изыскания в области этого вида транспорта — трубопроводного пневмоконтей • нерного (подземного и наземного) — очень перспективны для формирования новой отрасли транспорта, обладающей рядом крупных преимуществ по сравнению с такими видами, как автомобильный и железнодорожный.

В отраслях заготовок научно-технический прогресс обеспечивает создание специфических условий хранения продукции, полностью сохраняющих ее качество (установки активной вентиляции и искусственного охлаждения, средства быстрого замораживания, облучения, применение газовых смесей и т. д.). Часть из этих методов прошла стадию промышленного освоения и может в рассматриваемый период найти значительное применение в отрасли заготовок. Важное значение в данной сфере имеют автоматическое управление режимом хранения, применение прогрессивных видов тары, полная механизация погрузочно-разгрузочных работ.

В отрасли материально-технического снабжения и сбыта на- учно-технический прогресс воздействует на совершенствование погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских операций, создание системы машин, обеспечивающих полную механизацию этих работ, применение автоматизированных систем управления для рациональной организации потока материальных ценностей. Все большее развитие находят процессы подготовки хранимой продукции к производственному потреблению.

Большинство новых направлений научно-технического прогресса в инфраструктуре пока используется в сравнительно незначительных масштабах. Так, имеющиеся многолетние заделы по отдельным техническим средствам представлены опытными образцами (электромобили, пневмоконтейнерные трубопроводы) и не получают должного распространения на практике.

Более заметно воздействие научно-технического прогресса на модернизацию действующего производственного аппарата. Внедрение достижений научно-технического прогресса в инфраструктуру идет по следующим направлениям.

Электрификация. Наиболее быстрыми темпами растут отрасли электрической связи — телефонная, телеграфная, радио-

 

связь и телевидение. Продолжается внедрение электрической тяги на железных дорогах.

Комплексная механизация. Наиболее значителен удельный вес комплексно-механизированных работ по погрузке и выгрузке наливных и сыпучих грузов (минеральных, строительных, рудных, угля, зерна и т. д.). Последовательное применение в процессе перевозок контейнеров и поддонов позволило приступить к комплексной механизации трудоемкой работы по погрузке и выгрузке тарно-штучных грузов. Механизирован ряд процессов в почтовой связи.

Автоматизация непрерывных производственных процессов. Это направление научно-технического прогресса отчетливо про-; слеживается в таких отраслях, как транспорт электроэнергии, трубопроводный транспорт, междугородная телефонная связь. В последней увеличивается протяженность мощных автоматизированных кабельных и радиорелейных магистралей с использованием эффективных систем уплотнения, полуавтоматических и автоматических способов соединения.

Специализация технических средств инфраструктуры. Быстрыми темпами развивается специализированный трубопроводный транспорт, увеличивается доля специализированного подвижного состава на автомобильном, железнодорожном и морском транспорте. Выделяются специализированные направления транспортной сети по перевозкам пассажиров с повышенными скоростями.

В составе материально-технического снабжения увеличивается доля специализированных складов и баз, для которых создаются необходимые перегрузочные механизмы с учетом специфики хранимых грузов.

Автоматизация управления. В инфраструктуре она связана с использованием ЭВМ, которые приняли на себя часть логических операций умственного труда. Процессы автоматизации управления находят все большее применение внутри отраслей инфраструктуры в виде создания отраслевых автоматизированных систем управления (ОАСУ) с крупными вычислительными центрами.

Перечисленные направления научно-технического прогресса еще далеко не исчерпали своих возможностей в технике транспорта, связи и снабжения, но их применение уже в настоящее время явилось источником интенсификации многих производ-1 ственных процессов инфраструктуры, повышения производительности оборудования, роста производительности труда.

Крупнейшим фактором воздействия научно-технического прогресса на отрасли инфраструктуры является комплексный, системный подход к их развитию и к развитию инфраструктуры в целом (процессы создания единой транспортной системы (ЕТС), единой автоматизированной системы связи (ЕАСС), общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив статей

^