Производственная инфраструктура — важнейшая составная часть
материально-технической базы общества. Основное назначение инфраструктуры
—осуществление натуралыю-вещест- венпых экономических связей в сфере обращения,
т. е. связей между производителями и потребителями, включая передвижение
продукта, хранение его перед производственным потреблением, передачу и доставку
информации о ием. Эти процессы, являясь вспомогательными по отношению к
производству материальных благ, в то же время составляют обязательную часть
процесса воспроизводства в целом.
К. Маркс назвал транспорт и связь (основные части
инфраструктуры) общими условиями общественного процесса производства \’, без
которых невозможен процесс воспроизводства, соединение процессов производства и
потребления.
Масштабы производственного аппарата инфраструктуры, качество
ее работы определяют важнейший фактор интенсификации производства — его
обобществление. Специализация и кооперирование во всех отраслях материального
производства находятся в прямой зависимости от уровня развития транспорта,
связи, системы снабжения, качества их деятельности (ритмичность перевозок,
своевременная доставка информации, рациональные формы хозяйственных связей и т.
д.).
Инфраструктура, следовательно, единый межотраслевой
комплекс, отдельные звенья которого выполняют части общего процесса движения
продукта от производителя к потребителю. Отличительным признаком
функционирования инфраструктуры является ее специфическое участие в
производстве общественного продукта. Если основная группа отраслей
материального производства производит продукт в натуральной форме, то
инфраструктура производит услуги. Как писал К. Маркс, «услуга есть не что иное,
как полезное действие той или иной потребительной стоимости — товара ли, труда
ли»2.
Потребительные стоимости, создаваемые в этой сфере, — это
процессы перемещения, хранения, передачи информации, которые только меняют
местонахождение продукта и дают информацию о его движении, не изменяя его
натуральных свойств.
1. Инфраструктура
материального производства в системе народного хозяйства СССР
Производственная инфраструктура выполняет важную функцию в
решении крупнейших социально-экономических задач общества зрелого социализма.
Завершение в восьмидесятых годах процесса перевода экономики на путь
интенсивного развития, выполнение задач, начертанных XXVI съездом КПСС, связаны
с большой программой работ по повышению уровня развития инфраструктурного
комплекса и его отдельных частей.
В настоящее время на отрасли инфраструктуры материального
производства приходится более 23 % основных производственных фондов, 5—6 %
стоимости валового общественного продукта и 10—12% национального дохода страны.
Однако значимость инфраструктуры в народном хозяйстве определяется не только
этим. Предоставление конкретных видов услуг, масштаб которых неуклонно
возрастает в связи с ростом общественного производства и углублением процессов
специализации и кооперирования,— основная задача инфраструктуры. Достаточно
сказать, что в 1980 г.
объем грузооборота всех видов транспорта общего пользования составил 6,2 трлн.
ткм; объемы переработки грузов па складах промышленности и органов снабжения
превысили 7 млрд. т; общее количество междугородных телефонных разговоров
составило 1265 Млн.
Основные функции производственной инфраструктуры:
перемещение (транспортирование) продукта от производителя до потребителя;
хранение средств производства (орудий и предметов труда) перед производственным
потреблением; обмен информацией о движении общественного продукта.
В соответствии с этими функциями инфраструктура
материального производства представлена следующими тремя агрегированными
группами отраслей, располагающими специализированным производственным аппаратом:
транспорт , связь, материально-техническое снабжение и заготовки.
Материально-техническая база транспорта включает дорожную
сеть с соответствующим оборудованием, станции железных дорог, автостанции,
пристани, причалы, порты, аэродромы, насосные и компрессорные станции, а также
подвижной состав (локомотивы, вагоны, автомобили, суда самоходные и
несамоходные, самолеты).
Материально-техническая база связи (по способам передачи
информации связь делится на почтовую и электрическую) — это передающие
устройства, линии всех типов с коммутационными узлами, оконечные устройства
приема у потребителей.
Материально-технической базой отраслей снабжения-
(материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки) 1 являются склады, базы,
хранилища, холодильники, элеваторы с необходимым: технологическим
оборудованием, погрузочно-разгрузочной техникой и специальными видами
транспорта.
Во всех отраслях инфраструктуры основные фонды в большей
своей части представлены долговременными сооружениями— дорогами,
трубопроводами, линиями электропередачи, капитальными зданиями складов, баз и
т. д. Доля активной части основных фондов: на железных дорогах — 34,2%, на
морском и нефтепроводном транспорте — более 80, в целом по транспорту с учетом
автомобильных дорог — менее 40, в материально-техническом снабжении — 27,
заготовках — 19 %.
В комплекс инфраструктуры с развитием производства и
потребностей входят новые отрасли. Так, возникает и развивается гарное
хозяйство (все виды транспортной тары). Назначение его — сбережение качества
хранимой и перевозимой продукции и труда рабочих, занятых на
погрузочно-разгрузочных и подъ- емно-транспортных операциях во всех отраслях
народного хозяйства.
В стадии формирования находится отрасль информационного
обеспечения народного хозяйства.
Индустрия информации возникла па основе прогресса в области
автоматизации процессов умственного труда. Она собирает, перерабатывает, выдает
потребителям необходимую информацию, хранит ее для последующего использования
во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Важнейшей частью
производственного аппарата этой отрасли являются электронно- вычислительные
машины, каналы связи и терминальные устройства потребителей.
Возникновение новых функций и отраслей, полезный эффект
которых можно потреблять лишь во время производства, будет и в дальнейшем
расширять рамки инфраструктуры. Однако вряд ли правомерно включать в
инфраструктуру энергетику, строительство, добычу газа и пр.2
К данному комплексу отраслей инфраструктуры относится также
оптовая торговля предметами потребления, опосредствующая связи между
промышленностью и розничной торговлей, но она целиком ориентирована на
удовлетворение непроизводственных услуг и здесь не рассматривается.
Расширительное толкование инфраструктуры характерно не
только для зарубежных, но и для ряда советских экономистов. Расширенная
трактовка понятия «состав инфраструктуры» вытекает, на наш взгляд, из смешения
понятий «отрасли обслуживания» в народнохозяйственном и территориальном
разделении труда. Инфраструктура — часть народнохозяйственного комплекса. Ее
специфическая вспомогательная функция :— предоставление услуг по передвижению и
хранению общественного продукта. При территориальном разделении труда продукция
и услуги, осуществляемые строительством, энергетикой, транспортом, связью, не
выходят за рамки региона или территориально-промышленного комплекса и
обслуживают отрасли общесоюзной и межрайонной специализации.
Инфраструктура материального производства как составной его
элемент основную часть своих услуг предоставляет отраслям этой сферы; наряду с
этим услуги ряда отраслей инфраструктуры потребляются в непроизводственной
сфере и населением.
По действующей методике расчета национального дохода услуги
пассажирского транспорта и связи, предоставляемые населению, не относятся к
сфере материального производства. Нам представляется нелогичным деление единых
отраслей транспорта и связи на две части лишь по признаку использования
продукции разными категориями потребителей. Такие важные элементы
производственного аппарата транспорта и связи, как пути, каналы связи,
коммутационные устройства, обеспечивают как грузовые, так и пассажирские
перевозки, информационные потоки любого назначения, т. е. значительная часть
производственного аппарата этих отраслей рассчитана па обеспечение социальных
потребностей народного хозяйства. В дальнейшем в связи с увеличением этих
потребностей воздействие их на темпы роста основных фондов, повышение
технического уровня, совершенствование технологии и организации производства
транспорта и связи, несомненно, будет повышаться.
Единые технические устройства связи обеспечивают потоки
информации как для сферы материального производства, так и для населения. Так,
телефонная связь все в большей степени обслуживает население (доля квартирных
телефонов в Общей их численности за 1970—1979 гг. увеличилась в 2 раза). Каналы
междугородной телефонной связи используются как для переговоров населения, так
и для передачи данных для ЭВМ и т. д.
На всех универсальных наземных видах транспорта по одним и
тем же путям осуществляются грузовые и пассажирский перевозки. Особенно
значителен поток пассажиров на автомобильных дорогах в городском и пригородном
сообщении. Такие же крупные потоки пассажиров обеспечивают железные дороги.
По данным межотраслевого баланса основных производственных
фондов, более 70 % фондов транспорта и связи обслуживают материальное
производство и несколько менее 30 % — непроизводственную сферу и население.
В деятельность отраслей материально-технического снабжения и
сбыта и заготовительных отраслей, помимо чисто инфраструктурной функции
хранения, включается также функция управления. Наряду с другими органами
государственного управления аппарат указанных отраслей осуществляет
регулирование товарных потоков, плановое распределение и перераспределение
материальных ресурсов.
Рационализация хозяйственных связей, более четкая стыковка
деятельности многочисленных звеньев материально-технического снабжения,
усиление его воздействия на формирование транспортно-экономических связей,
сокращение числа пере
валок и переотправок продукции — крупный резерв
интенсификации экономики, ликвидации потерь на стадии процесса обращения. Как
известно, на эту роль материально-технического снабжения было обращено особое
внимание на XXVI съезде КПСС.
Предприятия многих отраслей инфраструктуры — это единые системы,
функционирующие в пределах крупных регионов (водный транспорт, линии
электропередачи, газопроводы и нефтепроводы) или по всей стране
(железнодорожный транспорт и связь).
Однако высокий уровень обобществления производственного
процесса инфраструктуры в целом пока еще сосуществует с недостаточной
организационной концентрацией в ряде отраслей. Многие технические средства
инфраструктуры (в частности, склады и базы, автотранспорт и тара), выполняя те
же функции, что и в отраслях общего пользования, организационно относятся к
отдельным предприятиям промышленности, строительства, сельского хозяйства \’.
Концентрация технических средств в инфраструктурных отраслях
общего пользования позволяет использовать эти средства более производительно,
специализация отдельных подотраслей существенно улучшает деятельность
инфраструктуры в целом, повышает ее технический потенциал.
Поскольку инфраструктурные отрасли не могут накапливать или
запасать свою продукцию, материализующуюся в форме процессов перемещения,
хранения, передачи информации, для них важно создание резервных
производственных мощностей, рассчитанных, во-первых, па максимально возможный
годовой объем услуг, во-вторых, на длительное существование и на ежегодное
увеличение объемов услуг. Это позволит снять имеющее место превышение
нормативов уровня загрузки основных производственных фондов в ряде отраслей
инфраструктуры и в конечном итоге избавить материальное производство от
неритмичности поставок продукции, потерь, повышенных текущих затрат, а
следовательно, и от замедления оборота материальных ресурсов.
Связи инфраструктуры со всеми отраслями материального
производства универсальны, затраты на перемещение и хранение продукта, на
передачу информации входят составной частью в издержки производства каждого
предприятия материальной сферы. Удельный вес этих затрат тем больше, чем
крупнее массовое производство, исчисляемое миллионами тонн. Так, напри-
Инфраструктура материального производства как составной его
элемент основную часть своих услуг предоставляет отраслям этой сферы; наряду с
этим услуги ряда отраслей инфраструктуры потребляются в непроизводственной
сфере и населением.
По действующей методике расчета национального дохода услуги
пассажирского транспорта и связи, предоставляемые населению, не относятся к сфере
материального производства. Нам представляется нелогичным деление единых
отраслей транспорта и связи на две части лишь по признаку использования
продукции разными категориями потребителей. Такие важные элементы
производственного аппарата транспорта и связи, как пути, каналы связи,
коммутационные устройства, обеспечивают как грузовые, так и пассажирские
перевозки, информационные потоки любого назначения, т. е. значительная часть
производственного аппарата этих отраслей рассчитана на обеспечение социальных
потребностей народного хозяйства. В дальнейшем в связи с увеличением этих
потребностей воздействие их на темпы роста основных фондов, повышение
технического уровня, совершенствование технологии и организации производства
транспорта и связи, несомненно, будет повышаться.
Единые технические устройства связи обеспечивают потоки
информации как для сферы материального производства, так и для населения. Так,
телефонная связь все в большей степени обслуживает население (доля квартирных
телефонов в Общей их численности за 1970—1979 гг. увеличилась в 2 раза). Каналы
междугородной телефонной связи используются как для переговоров населения, так
и для передачи данных для ЭВМ и т. д.
На всех универсальных наземных видах транспорта по одним и
тем же путям осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Особенно
значителен поток пассажиров на автомобильных дорогах в городском и пригородном
сообщении. Такие же крупные потоки пассажиров обеспечивают железные дороги.
По данным межотраслевого баланса основных производственных
фондов, более 70 % фондов транспорта и связи обслуживают материальное
производство и несколько менее 30 % — непроизводственную сферу и население.
В деятельность отраслей материально-технического снабжения и
сбыта и заготовительных отраслей, помимо чисто инфраструктурной функции
хранения, включается также функция управления. Наряду с другими органами
государственного управления аппарат указанных отраслей осуществляет
регулирование товарных потоков, плановое распределение и перераспределение
материальных ресурсов.
Рационализация хозяйственных связей, более четкая стыковка
деятельности многочисленных звеньев материально-технического снабжения,
усиление его воздействия на формирование транспортно-экономических связей,
сокращение числа пере
валок и переотправок продукции — крупный резерв
интенсификации экономики, ликвидации потерь на стадии процесса обращения. Как
известно, на эту роль материально-технического снабжения было обращено особое
внимание на XXVI съезде КПСС.
Предприятия многих отраслей инфраструктуры — это единые
системы, функционирующие в пределах крупных регионов (водный транспорт, линии
электропередачи, газопроводы и нефтепроводы) или по всей стране
(железнодорожный транспорт и связь).
Однако высокий уровень обобществления производственного
процесса инфраструктуры в целом пока еще сосуществует с недостаточной
организационной концентрацией в ряде отраслей. Многие технические средства
инфраструктуры (в частности, склады и базы, автотранспорт и тара), выполняя те
же функции, что и в отраслях общего пользования, организационно относятся к
отдельным предприятиям промышленности, строительства, сельского хозяйства
Концентрация технических средств в инфраструктурных отраслях
общего пользования позволяет использовать эти средства более производительно,
специализация отдельных подотраслей существенно улучшает деятельность
инфраструктуры в целом, повышает ее технический потенциал.
Поскольку инфраструктурные отрасли не могут накапливать или
запасать свою продукцию, материализующуюся в форме процессов перемещения,
хранения, передачи информации, для них важно создание резервных
производственных мощностей, рассчитанных, во-первых, на максимально возможный
годовой объем услуг, во-вторых, на длительное существование и на ежегодное
увеличение объемов услуг. Это позволит снять имеющее место превышение
нормативов уровня загрузки основных производственных фондов в ряде отраслей
инфраструктуры и в конечном итоге избавить материальное производство от
неритмичности поставок продукции, потерь, повышенных текущих затрат, а следовательно,
и от замедления оборота материальных ресурсов.
Связи инфраструктуры со всеми отраслями материального
производства универсальны, затраты на перемещение и хранение продукта, на
передачу информации входят составной частью в издержки производства каждого
предприятия материальной сферы. Удельный вес этих затрат тем больше, чем
крупнее массовое производство, исчисляемое миллионами тонн. Так, например,
затраты на перевозку грузов промышленности и сельского хозяйства в валовой
продукции указанных отраслей составляют 7,7 %. В ряде отраслей тяжелой
промышленности на транспортные затраты приходится еще более высокая доля в
общих производственных затратах.
Сооружение многих объектов инфраструктуры требует крупных
единовременных затрат, эффект от которых в сравнении с другими отраслями
материального производства невысок. Существенная особенность рассматриваемой
части общественного производства состоит в том, что эффективность всех отраслей
промышленности, строительства, сельского хозяйства находится в прямой
зависимости от уровня развития инфраструктурных объектов. Процессы перемещения
и хранения не самоцель, а необходимое условие развития всех других отраслей,
нормального процесса воспроизводства, роста национального дохода. Эффективность
процесса воспроизводства, высокие и устойчивые темпы роста национального
дохода, сокращение потерь продукции на стадии обращения в значительной мере
определяются качеством работы инфраструктуры в целом. Результат
функционирования инфраструктуры, использование ее основных фондов проявляется в
основном за ее пределами в отраслях, которые она обслуживает. Поэтому при
определении размеров эффекта от развития инфраструктуры необходимо учитывать
возможную экономию, которая возникает и в отраслях-потребителях и в самой
инфраструктуре в результате ликвидации потерь в сфере обращения. О размерах
потерь можно судить по тому, что из-за трудностей с перевозкой промышленной и
сельскохозяйственной продукции оцениваемый ежегодный ущерб составляет свыше 10
млрд. руб.
Задача сокращения и в дальнейшем полного устранения потерь
продукции, перерасхода текущих затрат па всех стадиях движения материального
потока имеет в настоящее время огромное значение. Очевидно, по этой причине ряд
авторов предлагают при оценке эффективности капитальных вложений в
инфраструктуру использовать в качестве основного элемента расчетов только сумму
ущерба\’.
Инфраструктура — непременная составная часть
народнохозяйственного комплекса района любого типа и размера. Особое значение
приобретают создание и развитие инфраструктуры в районах нового освоения.
Опережающее по времени создание магистральных и местных видов транспорта и
каналов связи, инженерное оборудование территорий промышленных узлов общими для
всех производств и населения техническими средствами (дороги, линии связи,
водопроводы, линии электропередачи и пр.)—необходимое условие рационального
размещения производительных сил, своевременного ввода в эксплуатацию
Инфраструктурные объекты приобрели международное значение,
обеспечивая межнациональные связи стран социализма (морской транспорт, системы
нефте- и газопроводов «Дружба» и «Союз», энергосистема «Мир», международные
автомагистрали и линии Аэрофлота, железные дороги широкой колеи). Получила
развитие международная контейнерная система, введена в эксплуатацию паромная
переправа СССР — Болгария. Такое же сотрудничество имеет место в отрасли связи.
В отраслях транспорта за истекшие два десятилетия более
высокими темпами росла сеть газо- и нефтепроводов и автомобильных дорог с
твердым покрытием. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте темпы
роста сети были ниже. Вместе с тем на железнодорожном транспорте за
послевоенный период была проведена коренная техническая реконструкция,
полностью заменена малоэффективная паровая тяга электровозной и тепловозной,
произошло усиление путей, внедрялись большегрузные вагоны, передовые
технические средства сигнализации и связи, развивалась механизация
погрузочно-разгрузоч- ных работ и т. д.
За этот период на внутреннем водном транспорте создана
единая глубоководная речная система европейской части страны, что позволило
обеспечить крупные межрайонные перевозки грузов на значительные расстояния,
внедрить новые типы речных судов, в том числе суда типа «река — море».
Наращивание производственных мощностей автомобильного,
трубопроводного, воздушного видов транспорта сопровождалось качественным
улучшением технических средств, обновлением парка автомобилей и самолетов. В
общей сети транспорта выросла доля автомобильных дорог с усовершенствованными
типами покрытий (с 28,4 % в 1960
г. до 51 % в 1980 г.), увеличился средний диаметр
нефтепроводов и газопроводов, повысилась мощность насосных и компрессорных
станций .
Крупные качественные изменения произошли в технических
средствах воздушного транспорта.
Значительная часть капитальных вложений по всем видам
транспорта направлялась на новое строительство, что отразилось в темпах
прироста протяженности их сети. В отраслях транспорта с крупными размерами
основных фондов большая доля капитальных вложений направлялась на их
модернизацию и реконструкцию, в отраслях с небольшими размерами основных фондов
доля вложений в новое строительство была значительно выше. Это, как правило,
молодые отрасли, где создавался новый производственный аппарат, происходили
существенные изменения в технике и технологии в связи с достижениями
научно-технического прогресса.
Рост производственного аппарата и повышение его техниче
ского уровня в отрасли связи выразились в увеличении доли
телефонных аппаратов автоматической системы с 51,3% в 1960 г. до 97,3 % в 1980 г. В 60-е годы были
введены в эксплуатацию космические спутники связи, значительно выросла сеть
междугородной связи, в том числе в 1,9 раза за годы десятой пятилетки,
появилась видеотелефонная связь. Повсеместное распространение получили
телевидение и радиовещание.
В отраслях материально-технического снабжения и сбыта и
заготовительных отраслях введены в строй крупные механизированные склады, базы,
элеваторы, значительно возрос парк контейнеров, поддонов, прогрессивных видов
тары. Так, за 1966—1970 гг. было введено в действие 8,7 млн. т мощностей
элеваторов, в 1971—1975 гг.— 16, в 1976—1980 гг.—18,6 млн. т. В системе
Госснаба СССР количество подъемно-транспортного, погрузочно-разгрузочного и
стеллажного оборудования увеличилось за последние годы более чем в 5 раз.
Вместе с тем темпы роста материального производства в целом
и объемов услуг инфраструктуры в частности были выше темпов развития
производственного аппарата инфраструктуры, что проявилось в снижении доли
инфраструктуры в основных фондах народного хозяйства. Выросла загрузка основных
фондов в большинстве отраслей инфраструктуры, были использованы имеющиеся
резервные мощности.
Густота грузовых перевозок на железных дорогах в
рассматриваемый период возросла в 2 раза, пассажирских перевозок— в 1,7, на
магистральном пефтепронодном транспорте — почти в 6, на автомобильных дорогах с
твердым покрытием — в 1,5 раза. Значительно выросла загрузка складов и баз
системы Госснаба СССР.
Преимущественное развитие магистральных видов
инфраструктурных сооружений позволило в короткие сроки осваивать крупные потоки
грузов и передачу информации, но этот процесс имел и некоторые отрицательные
последствия. Произошла чрезмерная загрузка основных транспортных магистралей ’,
медленно росли многие объекты инфраструктуры местного значения, и прежде всего
сеть автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности, сельская
телефонная сеть, элеваторы, склады, холодильники для хранения
сельскохозяйственной продукции, кормов, удобрений.
За истекший период основные отрасли инфраструктуры-развивались
без достаточного учета условий развития сопряженных отраслей, не до конца
решались вопросы взаимодействия отраслей, обеспечивающих выполнение единых
задач.
На стыках отдельных отраслей инфраструктуры и сейчас еще
нередко наблюдаются крупные потери продукции, замедление оборота подвижного
состава, недоиспользование в ряде слу
чаев пропускных способностей транспорта, складской сети,
перегрузочной техники и т. д.
Несоответствие темпов прироста объемов услуг, и
производственных мощностей инфраструктуры во многом зависело от недостаточных
объемов капитальных вложений, их некомплексного в ряде случаев использования.
Доля транспорта и связи в народнохозяйственных вложениях
изменялась следующим образом: четвертая пятилетка — 12,8%, пятая — 9,7, шестая
— 9,2, седьмая — 10,1, восьмая — 9,6, девятая — 10,8, десятая— 12,0 %.
Пока еще производственный аппарат транспорта, выполняя
примерно одну третью часть грузооборота развитых стран мира, располагает для
этого значительно меньшей долей общей длины железных дорог, автомобильных дорог,
речных путей, нефте- и газопроводов. Для транспорта СССР характерно наличие
крупнейших но протяженности и загрузке линий электропередачи, железнодорожных
магистралей, газо- и нефтепроводов.
Перестройка грузооборота, осуществлявшаяся в 1960— 1980 гг.,
значительно увеличила долю в нем морского, нефтепроводного, автомобильного и
воздушного транспорта. В иассажи- рообороте более 60 % перевозок приходится на
автомобильный (автобусы) и воздушный виды транспорта, что отражает интенсивное
перераспределение грузо- и пассажирооборота в пользу наиболее эффективных для
материального производства и удобных для населения видов транспорта.
Однако грузооборот транспорта рос быстрее основных
производственных фондов, в наращивании производственного аппарата имели место
серьезные диспропорции структурного порядка. Много лет не менялись организация
и управление как общетранспортным процессом, так и его отдельными подотраслями.
В настоящее время острота транспортной проблемы для народного хозяйства заставила
обратить самое серьезное внимание на дальнейшее развитие данной отрасли.
На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев, говоря о работе
транспорта, отметил, что «учитывая серьезность и масштабы скопившихся на
транспорте проблем, мы пришли к выводу, что решить их возможно лишь на основе
долговременной комплексной программы»^
В сравнении с другими отраслями инфраструктуры более
быстрыми темпами развивалась в период 1960—1980 гг. отрасль связи. В первую
очередь это относится к отраслям электрической связи, заметно выросла
подотрасль телефонной связи — количество телефонов общей сети в 1980 г. составило 23,7 млн.
шт., с учетом ведомственной сети — 29,1 млн. шт. (за последние 10 лет число
телефонов выросло в 2,1 раза, а количество междугородных разговоров — в 2,9 раза).
Значительное техническое
перевооружение междугородной телефонной связи выразилось в
повышенной доле многоканальных коаксиальных и симметричных кабелей, а также
радиорелейных линий. Создана единая сеть междугородных телевизионных каналов,
объединившая телецентры и передающие телевизионные станции, увеличивается
применение спутниковых систем связи и вещания.
Систематически увеличивается количество телефонных
аппаратов, устанавливаемых во вновь вводимых жилых массивах. Так, за 1976—1980
гг. введено 6,5 млн. новых телефонных аппаратов, что, однако, несколько меньше
числа новых квартир. Сравнительно высокий уровень развития характерен для таких
отраслей связи, как радио и телевидение.
Вместе с тем взаимосвязи отрасли и индустрии информации пока
не достигли необходимого соответствия, мы еще не имеем необходимой мощности и
достаточного количества каналов связи, в результате недоиспользуются мощности
некоторых АСУ.
Более половины общего оптового товарооборота средств
производства осуществляет материально-техническое снабжение и сбыт —
специализированная отрасль инфраструктуры. Меньшая часть оптового товарооборота
рассредоточена между хозрасчетными снабженческо-сбытовыми организациями
министерств и ведомств.
Производственная база отрасли материально-технического снабжения
состоит из складов, баз, нефтехранилищ, рассчитанных па прием, хранение,
сортировку, отпуск продукции производственного назначения. Важнейшим элементом
производственного аппарата является подъемно-транспортное оборудование всех
видов и типов.
В настоящее время складская сеть органов снабжения наряду с
современными мощными предприятиями имеет еще значительное количество мелких
складов, что тормозит использование современной перегрузочной техники и
технологии складских работ. Нет пока в достатке и прогрессивных видов
оборудования— кранов-штабелеров с автоматическим программным управлением,
электро- и автопогрузчиков с трехсторонней обработкой грузов и пр. Все это,
несмотря на значительные темпы роста, не позволяет в полной мере удовлетворить
потребностей хранения. Кроме того, недостаточно используется перспективная
форма снабжения — оптовая торговля средствами производства через магазины и
базы.
Be the first to comment on "роизводственная инфраструктура"