» » Если народнохозяйственный эффект рассчитывается
Информация к статье
  • Просмотров: 184
  • Автор: Admin
  • Дата: 29-01-2014, 18:08
29-01-2014, 18:08

Если народнохозяйственный эффект рассчитывается

Категория: Разное

Если народнохозяйственный эффект рассчитывается на пред- промышленной стадии, то хозрасчетный эффект выражает реальные результаты, достигаемые уже в сфере производства и применения техники. Поэтому базой для сравнения при определении народнохозяйственного эффекта должна служить лучшая техника, а при определении хозрасчетного эффекта—фактически заменяемая техника. Это не исключает того, что для аналитических целей (но не для выбора варианта новой техники) целесообразно рассчитывать народнохозяйственный эффект в сравнении с заменяемой техникой.

Величина народнохозяйственного эффекта отражается в хозрасчетном эффекте в модифицированном виде. Хозрасчетный эффект новой техники находит свое выражение в чистой прибыли (ее приросте) в качестве сводного экономического показателя, основанного на экономии затрат, полученной за счет этой техники. Это, конечно, не умаляет значения валовой прибыли и отдельных показателей экономической эффективности (экономии затрат) отдачи от ресурсов — таких, как рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, материалоемкости, фондоемкости, удельных капитальных затрат и т. д. Хозрасчетный эффект неразрывно связан и объективно ориентирован на улучшение количественных и качественных объемно-структурных показателей производства продукции, ее поставок и должен быть увязан с достижением заданных социальных результатов.

Чистая прибыль как конечный сводный хозрасчетный результат наиболее приближенно отражает в модифицированном виде народнохозяйственный эффект. В то же время она в наибольшей степени воплощает хозрасчетные интересы, поскольку представляет ту часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятий (объединений).

Из экономической природы планового и фактического эффекта следует, что его содержанием являются реальные вели

чины экономии произведенных затрат и роста полученных результатов хозяйственной деятельности предприятий (объединений), отраслей. Отсюда следует объективная необходимость выражения планового и фактического эффекта от новой техники в действующих хозрасчетных показателях, отражающих конкретные условия хозяйствования. Прирост чистой прибыли следует использовать как сводный плановый и фактический эффект от новой техники.

Выражение планового и фактического эффекта от новой техники в реально достигаемых хозрасчетных показателях результатов производства будет содействовать:

органическому соединению управления научно-техническим прогрессом с общехозяйственным управлением;

обеспечению точных и достоверных данных о фактической реализации народнохозяйственного эффекта от новой техники, влиянии научно-технического прогресса на хозяйственные показатели;

усилению контроля за реальным достижением намеченного эффекта, более результативному воздействию на рост эффективности новой техники;

повышению ответственности научных институтов, проектноконструкторских и опытно-экспериментальных звеньев за создание и отбор высокоэффективной техники, обоснованность и завершенность проектных решений, достаточную подготовленность, проверку и отработанность опытных образцов, а производственных звеньев — за качество работ по эффективному освоению, распространению и применению новой техники;

выявлению реальной хозрасчетной выгодности данных технических мероприятий для предприятий (объединений);

последовательному установлению зависимости стимулирования научно-технического прогресса от фактически полученных хозяйственных результатов за счет создания и применения новой техники.

3. Ускорение эффективного обновления основных фондов

Одним из важнейших условий совершенствования материально- технической базы и реализации возможностей научно-техниче- ской революции является ускорение обновления основных фондов. Оно требует крупных изменений в планировании капитальных вложений на всех уровнях управления с целью существенного повышения вложений, используемых для замены выбывающего устаревшего оборудования новой эффективной техникой. Источником повышения этой доли затрат может быть прежде всего плановое уменьшение доли затрат, направляемых:

на расширение машинного парка, строительство новых заводов и цехов;

 

на капитальный и текущий ремонты;

на возмещение преждевременного выхода машин из строя и потерь, вызванных их недостаточной надежностью и неудовлетворительной сохранностью;

на необоснованную замену недоиспользованной прогрессивной техники и потерь вследствие низкого коэффициента ее использования;

на создание и функционирование оборудования, которое может быть высвобождено при изменении структуры машиностроения, большей его специализации и значительном сокращении загруженности распыленными полукустарными работами по ремонту и производству оснастки и инструмента;

на возмещение потерь, вызванных несоответствием технических параметров машин, типоразмеров станков потребностям их эксплуатации, завышением размерных характеристик оборудования.

Решающая предпосылка ускорения обновления основных фондов — это плановое повышение эффективности, производительности машин при снижении по соответствующим планам и нормативам затрат и цен в расчете на единицу полезного результата, получаемого от технического перевооружения.

Опыт убедительно показывает, что при росте эффективности, мощностей новой и существенно модернизированной техники потребность в дополнительных капитальных вложениях для увеличения объемов продукции резко сокращается.

В результате выполнения этих условий реальным окажется, по имеющимся расчетам экономистов, примерное удвоение к концу 80-х годов процента выбытия устаревшего оборудования и замены его новой эффективной техникой без значительного роста капитальных вложений. Уже в пределах 80-х годов необходимо обеспечить ускорение эффективной замены устаревшего оборудования, с тем чтобы в перспективе тенденция к расширению парка оборудования постепенно сменилась тенденцией к его стабилизации и некоторому сокращению на различных участках при заданном росте объемов продукции.

Решение этих задач требует, чтобы в ближайшие годы полностью были преодолены имеющие место на ряде машиностроительных объединений и предприятий факты падения удельного веса новой техники в общей массе выпускаемых машин и в парке оборудования.

Планы развития средств и предметов труда должны предусматривать обязательное увеличение доли новой техники в общей сумме выпускаемой и используемой продукции средств производства, а также в парке оборудования и систематическое повышение удельного веса такой новой продукции (по выпуску и применению), которая соответствует по качеству лучшим отечественным или мировым образцам, и особенно новой техники, превышающей уровень качества и эффективности этих лучших образцов.

 

Дальнейшее повышение технического уровня материально- технической базы требует скорейшего преодоления существующего двойственного подхода к планированию, когда планы по объемам выпуска продукции обязательны к выполнению, а планы по новой технике являются как бы неосновными, их выполнение не столь обязательно и требовательность здесь гораздо меньшая. Очевидно, что невыполнение планов по новой технике следует рассматривать как невыполнение хозяйственного плана в целом. В то же время научно-техническому прогрессу как основному фактору развития общественного производства следует предоставить приоритет в обеспечении ресурсами.

В механизм сквозного планирования научно-производственного цикла (по методу заказов-нарядов) важно было бы ввести — при обязательном соблюдении требований высокого качества и завершенности работ — нормативы экономии времени за счет:

сокращения и ликвидации времени между звеньями этого цикла (исследования, технические разработки, производственное освоение выпуска новых машин, их распространение);

устранения потерь времени в пределах каждого звена;

частичного совмещения во времени работы этих звеньев (например, проектно-конструкторских разработок, испытательных работ и подготовки производства). При этом большую роль в ускорении обновления основных фондов сыграл бы учет выполнения и перевыполнения нормативов экономии времени (при соблюдении заданного уровня качества и эффективности) как в оценках работы научных, технических и производственных звеньев, так и в их стимулировании.

Целесообразно ввести обязательные нормативы продолжительности времени выпуска каждой модели и сроков ее замены, с тем чтобы выполнение этих нормативов стало одним из основных показателей хозяйственной деятельности объединений и предприятий. Экономически обоснованную по критерию эффективности досрочную замену модели у ее изготовителя и потребителя следует поощрять за счет дополнительного эффекта. В то же время необходимо, чтобы отсрочка замены выпускаемой модели стала отрицательным показателем при оценке работы, если эта отсрочка не обоснована по критерию эффективности и не получила соответствующего разрешения со стороны вышестоящих органов.

Существенно тормозит технический прогресс широко распространенная в машиностроении и в других отраслях хозрасчетная невыгодность новой техники, эффективной для народного хозяйства. Необходимо и возможно создать экономические преимущества для предприятий и объединений, осваивающих новую технику. Обязательная предпосылка к этому — установление ее изготовителям и потребителям дифференцированных по годам освоения данной техники прогрессивных нормативов по

 

Использованию ресурсов, объемам серийного выпуска, себестоимости, трудоемкости, фондоемкости, удельным капитальным вложениям, материалоемкости, прибыли, срокам освоения. Данные нормативы послужат базой формирования плановых заданий на период освоения по объему продукции, производительности труда, себестоимости, прибыли, отражая как ужесточение требований в прогрессивных нормативах к мобилизации внутренних резервов, так и специфику и трудности данного периода. Соблюдение и перевыполнение этих нормативов и плановых заданий должны стать непременным условием оценки качества работы и стимулирования предприятий и объединений, трудовых коллективов, отдельных работников за освоение и внедрение эффективной новой техники.

Одновременно необходимо полностью покрывать исходя из прогрессивных нормативов временно повышенные издержки освоения, а также потери в фондах стимулирования из соответствующих источников. Имеются в виду бюджет (для особо важных видов принципиально новой техники), хозрасчетные фонды (прежде всего Единый фонд развития науки и техники), банковский кредит, роль которого с его принципом возвратности, срочности и платности предоставления средств должна особенно возрастать.

Несомненно, реализация этих мер существенно повысит заинтересованность предприятий и объединений, в том числе машиностроительных, в создании высококачественной техники, будет поощрять переход к выпуску новой техники, как правило, высшей категории качества, что приведет к получению дополнительной прибыли за счет надбавок к оптовой цене на эту технику за ее высокое качество.

Возмещение временного повышения затрат и предотвращение сокращения фондов стимулирования в период освоения техники целесообразно, по нашему мнению, проводить, по сути дела, на кредитных основах, исходя из того, чтобы суммы на такое возмещение представляли, как правило, своеобразный аванс, который затем, после освоения новой техники, возвращается в виде соответствующих отчислений из прибылей (в Единый фонд развития науки и техники, в бюджет, на погашение банковских ссуд) за счет реализации экономического эффекта новой техники, получаемого затем за весь оставшийся срок выпуска и службы новой техники.

Для сокращения сроков и снижения затрат освоения выпуска новой техники (сейчас сроки освоения во многих случаях составляют около половины всего периода выпуска новой техники) в ближайшие годы необходимо осуществить комплекс мер, обеспечивающих:

заблаговременное выделение резервных мощностей и упорядочение планирования подготовки всех факторов и условий производства как к выпуску первой серии, так и к освоению всего серийного выпуска новой техники;

 

гарантированное своевременное, первоочередное обеспечение этого освоения ресурсами;

заблаговременное установление предприятиями и объединениями, осваивающими и внедряющими новую технику, хозрасчетных договорных связей с поставщиками и потребителями;

существенный рост унификации и типизации и коренное изменение стимулирования разработчиков (за счет увеличения доли премий за повышение удельного веса унифицированных узлов и деталей и типизированных технологических процессов и соответственно усиления действенности планирования роста унификации и типизации).

Необходимы и существенные изменения в ценообразовании, чтобы преодолеть тенденцию к удорожанию новой техники, когда в ряде случаев рост цен на нее в 1,5 раза обгоняет увеличение ее производительности.

Установление оптовых цен на новые машины должно учитывать соотношение затрат и результатов, которое позволяет получать экономический народнохозяйственный эффект с учетом заданных социальных нормативов, измеряемый по конечному результату, т. е. по сфере потребления новой техники.

Иными словами, основой ценообразования не могут служить, как это зачастую бывает, завышенные индивидуальные затраты предприятий на производство техники с заниженным народнохозяйственным эффектом.

Цены на новую технику необходимо строить исходя из принципа снижения совокупных затрат на единицу получаемого от этой техники полезного результата (производительность машины, выражаемая в объеме и качестве продукции, произведенной на основе ее использования; влияние производства и применения техники па условия труда и охрану природной среды; надежность, долговечность и другие параметры). Этот принцип необходимо ввести в методику по ценообразованию и в нормативно-техническую документацию.

При этих условиях оптовые цены на новую технику станут выполнять роль экономического норматива, вынуждающего предприятия и объединения находить внутренние резервы для того, чтобы укладывать затраты и получать нормальную прибыль в пределах цены, ориентированной на конечный результат — народнохозяйственный эффект.

Снижение затрат на единицу полезного эффекта как один из важнейших показателей эффективности производства и научно-технического прогресса должно быть отражено уже в техническом задании к проектированию новой техники, в лимитной цене. Выполнение этого показателя следует учитывать при оценке работы, формировании и использовании фондов экономического стимулирования и материального поощрения изготовителей новой техники.

Необходим, видимо, постепенный переход к порядку, когда проект на изготовление новой техники может быть утвержден

лишь при условии соблюдения принципа снижения затрат на единицу полезного результата (с учетом объективно обусловленного удорожания добычи сырьевых и топливно-энергетических природных ресурсов и воздействия на это удорожание со стороны технического прогресса). Все большая реализация данного принципа, отражение его в лимитной и оптовой ценах будут служить существенным барьером против роста цен на новую технику.

Такой подход к оптовой цене как нормативу снижения затрат и фактору роста эффективности, будучи применен и к цене на продукцию потребителей техники, создаст у них растущую заинтересованность в приобретении менее дорогой, эффективной техники, удешевляющей их продукцию.

В том же направлении будет действовать у потребителей техники более жесткая ограниченность капитальных вложений: введение нормативов удельных капитальных вложений и фондоотдачи от нового оборудования и материального поощрения (за счет дополнительного эффекта) за перевыполнение этих нормативов, а также увеличение платы за производственные фонды, особенно при завышенных ценах на приобретаемую технику.

Целесообразно установить отсутствующую сейчас зависимость формирования и использования фонда материального поощрения у потребителей новой техники от качества и эффективности ее экспуатации, от экономии совокупных затрат на единицу полезного эффекта, полученной от применения этой техники.

Важнейшее значение имеет выполнение в ближайшие годы указанной в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. о совершенствовании хозяйственного механизма задачи разработки и реализации планов технического развития (повышения технического уровня) отраслей всеми министерствами и ведомствами.

Целесообразно, чтобы содержанием таких планов было последовательное комплексное техническое перевооружение отраслей в перспективе 10—15 лет с разбивкой и конкретизацией по пятилетками в годовом разрезе. Главное заключается в том, чтобы такие планы были полностью увязаны и согласованы с планами министерств, обеспечивающих ресурсами это перевооружение, и прежде всего с планами соответствующих машиностроительных министерств. Деятельность машиностроения должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей технического перевооружения отраслей с тем, чтобы такой поворот повысил роль потребителей машиностроительной продукции в формировании планов выпуска оборудования. В основу этих планов следует положить создание межотраслевых программ технического перевооружения по важнейшим его проблемам, направляемых и координируемых плановыми органами и ГКНТ СССР. Участниками таких программ должны быть

представители министерств, объединений, научно-технических подразделений из отраслей, производящих и потребляющих данную машиностроительную продукцию.

Исходное условие для этих планов и программ — установление определенной периодичности комплексного обновления (включая модернизацию) оборудования, с тем чтобы техническая реконструкция, как правило, представляла периодическую смену поколений машин и технологических систем и осуществлялась регулярно и заблаговременно. Между периодами такого комплексного перевооружения может происходить (в меру возникающих потребностей) обновление отдельных видов оборудования.

В целях обеспечения процессов обновления основных фондов необходимы развертывание сети специализированных фирм по машиносервису, расширение прав объединений и предприятий по быстрой реализации ненужных им машин, создание хозрасчетных торгово-посреднических контор, которые проводили бы реализацию этих машин для использования на других участках, давали информацию о возможностях приобретения такого оборудования.

Одним из важнейших условий повышения эффективности выпускаемой техники и обновления основных фондов является обязательное включение в планы и стандарты на производство оборудования полного набора сменных и ремонтных узлов и деталей в течение всего периода эксплуатации данной техники, а также ее модернизации.

Действующая практика амортизации не соответствует задачам ускорения обновления основных фондов, более эффективному их использованию, во многом содействует искусственному увеличению ремонта в ущерб реновации.

Назрела потребность в соответственном изменении системы амортизации в целях ускорения эффективной замены устаревшего оборудования высококачественной новой или существенно модернизированной техникой. Главный показатель такого изменения— это последовательное, своевременное и гибкое финансовое обеспечение роста доли заменяемого оборудования (в % к стоимости основных фондов) и сокращение доли затрат на расширение парка машин и на ремонт.

Для осуществления поставленной задачи необходимо, чтобы прогрессивные нормативы сроков службы основных фондов и нормы их амортизации стали в принимаемых планах, оценках работы и стимулирования реальной основой фактических сокращенных сроков эксплуатации оборудования и его выбытия. Необходимо преодоление массовой практики необоснованного превышения (нередко в 1,5—2 раза) нормативных сроков выбытия устаревших машин, когда в промышленности по нескольку раз проводится капитальный ремонт, воспроизводящий, часто в ухудшенном виде, уже амортизированные машины. Сроки фактического выбытия оборудования на основе

нормативов (дифференцированных по его видам, по отраслям, объединениям, предприятиям) должны стать одним из важнейших планово-экономических показателей и контролироваться вышестоящими органами, учитываться при образовании и использовании фондов стимулирования.

Очевидно, необходим пересмотр и распределения капитальных вложений. Нельзя признать правильной широко распространенную сейчас оценку системы амортизации как пассивного придатка к капитальным вложениям. Система амортизации — необходимое и существенное звено реализации этих вложений, и во взаимодействии с планированием материальных ресурсов на реновацию ее назначение — оказывать положительное воздействие на направления и концентрацию капитальных вложений для эффективного и быстрого технического перевооружения отраслей и объединений. Роль амортизационных фондов должна значительно возрасти — их следует использовать по своему целевому назначению так, чтобы бесперебойно могли быть реализованы потребности в финансовых средствах там, где необходимо и возможно использовать капитальные вложения на реновацию. Существующая сейчас практика лишения объединений и предприятий требуемых и начисленных амортизационных средств стала преградой назревшего технического обновления фондов предприятия, в частности это относится к изъятию амортизационных средств в бюджет на новое строительство.

Здесь, очевидно, учитывая опыт ряда стран СЭВ, необходимо широко использовать метод ускоренной амортизации главным образом в отраслях и объединениях: имеющих относительно более важное значение для технического, прогресса; особо нуждающихся в данное время в технической реконструкции, в скорейшем техническом обновлении фондов ввиду их устарения; обеспечивших высокий коэффициент эффективного использования нового оборудования.

Опыт показывает целесообразность в ряде случаев досрочного повышения устаревших норм амортизации при соответствующем экономическом обосновании, в частности при высоком уровне использования оборудования. Ускоренная амортизация должна быть заблаговременно обеспечена материальными и финансовыми ресурсами.

В целях стимулирования экономически обоснованной ускоренной амортизации целесообразно уменьшать на сумму повышенных начислений от такой амортизации размеры отчисления от прибылей объединения (предприятия) в бюджет и в вышестоящие хозяйственные организации. Повышенные амортизационные отчисления при ускоренной амортизации следует полностью использовать на цели ускорения обновления основных фондов.

Проведение ускоренной амортизации предполагает в то же время борьбу с так называемой «недоамортизацией», связан

ной с преждевременным выбытием машин из-за физического износа за счет недостатков, допущенных при их конструировании, производстве и эксплуатации. Неначисленные в связи с этим амортизационные суммы должны быть отнесены на финансовые результаты (счет прибылей и убытков) предприятий, объединений, организаций, по вине которых имел место преждевременный физический износ.

Задачи интенсификации и равнения на конечные результаты могут быть решены последовательным комплексным подходом к амортизации на основе установления периодичности технического перевооружения отраслей и объединений. Преобладающую массу амортизационных средств на реновацию (очевидно, не менее 2/3) целесообразно направлять на комплексные задачи технического перевооружения, реконструкции, создание новых технологических систем, систем машин, а меньшую часть — на обновление отдельных видов оборудования (между периодами технической реконструкции). Важное значение здесь имело бы установление нормативов сроков службы и норм амортизации систем машин по мере их создания.

Существенную роль в повышении доли затрат на реновацию и снижении доли затрат на капитальный ремонт может сыграть перестройка системы использования амортизационных отчислений— постепенный переход к ликвидации деления амортизационного фонда на фонд реновации и па особый фонд капитального ремонта, наличие которого порождает его расходование независимо от фактических нужд.

Существенное сокращение затрат на ремонт может быть достигнуто изменением источника средств его финансирования. Было бь.1 целесообразно, чтобы ремонт, производимый до окончания действующих нормативных сроков службы оборудования, осуществлялся не за счет амортизационных отчислений, а за счет оборотных средств министерств, объединений и предприятий при ограничении расходования этих средств соответствующими нормативами. Такой порядок будет содействовать ликвидации излишеств в сфере ремонта, стремления обязательно выполнить нормы расходов на ремонтные работы независимо от действительной потребности.

Переход к оборотным средствам как источнику финансирования ремонтных работ в течение нормативного срока службы оборудования усилит ответственность и стимулы к большей сохранности машин, сокращению затрат на все виды ремонта, повышению его эффективности, и тем самым будут все больше высвобождаться средства для направления их на обновление основных фондов. При этом несомненно скажется заинтересованность предприятий (объединений) в экономии своих оборотных средств. Выделение оборотных средств для использования на цели ремонта могло бы быть приведено в качестве единовременного акта за счет амортизационного фонда, образуемого в данном году. В дальнейшем затрачиваемые на ремонт обо

рудования оборотные средства возмещались бы за счет реализации продукции, а амортизационные отчисления использовались по прямому назначению на реновацию.

Существенное значение может иметь постепенное изменение порядка амортизации и источников финансирования капитального ремонта после истечения нормативного срока службы оборудования. Оно должно включаться в состав подлежащего выбытию, с тем чтобы, исходя из критериев эффективности, немедленно решался вопрос об использовании средств на реновацию для замены выбывшего оборудования новым либо капитально отремонтированным, как правило, с существенной модернизацией. Большую практическую роль сыграло бы отнесение издержек ремонта на результаты хозяйственной деятельности. Эта мера, как и включение издержек на капитальный ремонт в планы капитальных вложений, послужила бы экономическим условием, побуждающим ограничивать капитальный ремонт действительной необходимостью и вести его с расчетом эффективности капитальных вложений.

Для ускорения технического перевооружения отраслей и объединений необходимо широко использовать банковский кредит в финансировании реновации и проведении контроля рублем за качеством, сроками, затратами и результатами обновления основных фондов. ,

Учитывая неотложность решения вопросов ускорения обновления основных фондов, необходимо уже в одиннадцатой пятилетке провести работу по существенному улучшению системы амортизации с учетом вышеприведенных предложений, в том числе по ускорению амортизации.

Исходным и определяющим моментом в решении задач ускорения высококачественного технического перевооружения народного хозяйства должен стать переход к более совершенному механизму реализации результатов фундаментальных исследований в народном хозяйстве, к превращению планирования создания и применения принципиально новой техники в ведущее звено хозяйственного планирования.

Разработки, производство и использование принципиально новой техники следует сделать объектом особых планов, входящих в качестве разделов в государственный план экономического и социального развития и в планы министерств и объединений— на долгосрочную перспективу, пятилетие и в годовом разрезе. Основа этих планов — материальное, трудовое и финансовое обеспечение значительно опережающего роста выпуска и применения принципиально новой техники в производстве нового оборудования и техническом обновлении основных фондов.

В целях расширения и более тесной увязки фундаментальных исследований (академическая и вузовская наука, другие институты, ведущие такие исследования) с производством и отраслевыми науками необходимо ввести обязательное и

 

Своевременное рассмотрение плановыми органами с участием ГКНТ СССР, представителей академических и иных научных учреждений, министерств и объединений предложений по реализации результатов фундаментальных исследований. При этом будет определяться целесообразность включения этих предложений в производственные планы (комплексные программы) и проведения соответствующих испытаний; выноситься решения по вопросам ресурсного обеспечения; оцениваться ход и итоги выполнения этих предложений министерствами и объединениями.

Реализация предложений фундаментальной науки по созданию принципиально новой техники должна особо контролироваться плановыми органами и ГКНТ СССР и учитываться при оценке хозяйственной деятельности и материальном стимулировании.

В целях усиления материального стимулирования за внедряемые в производство работы фундаментального характера целесообразно постепенно распространить на их исполнителей установленную систему хозрасчетного премирования отраслевых НИИ, исходя из степени эффективности результатов фундаментальных исследований.

Преодоление серьезного отставания в качестве новой техники, направляемой на обновление основных фондов, немыслимо без существенных изменений в характере прикладных исследований и технических разработок. Недостатком в работе многих отраслевых институтов является преобладание малоэффективных для народного хозяйства тем.

Такому положению в этих отраслевых институтах благоприятствует существующий порядок установления тематики, ориентированный на большее количество тем, направленных на мелкие поправки к старой технике и оторванных от крупных технических задач. Оценка деятельности этих институтов часто проводится с позиции «объема работ», а не эффекта и качества конечного продукта; искусственно создается преимущественная «выгодность» тем, малоэффективных для народного хозяйства, поскольку эти темы относительно больше поощряются и составляют основу для оценок работ НИИ. Темы же, нацеленные на новую, высокоэффективную для народного хозяйства технику, обычно требующие более длительного времени исследований, разработок и освоения, больших затрат, значительных дополнительных усилий для решения сложных задач, известного риска, соответственно мало поощряются и обеспечиваются, зачастую являются для институтов относительно «невыгодными»; их избегают включать в планы исследований и разработок как сами НИИ, так и вышестоящие органы.

Необходимо переориентировать планирование и стимулирование отраслевых институтов на работы, как правило, превосходящие по качественному уровню лучшие мировые и отечест

венные аналоги, постепенно установить в отраслевых институтах приоритетность следующих источников формирования планов работ:

использование результатов фундаментальных исследований, представляющих открытия и крупные изобретения;

развитие и конкретизация других, уже имеющихся высокоэффективных изобретений;

включение в планы институтов работ, конечными результатами которых являются изобретения большого значения.

Оценку и стимулирование деятельности института (нормативы образования и использования хозрасчетных фондов, размеры премирования соответствующих работников) нужно поставить в зависимость от удельного веса работ крупного народнохозяйственного значения. Целесообразно внести изменения в материальное поощрение коллективов и отдельных работников НИИ. Изменение характера работ отраслевых институтов требует и соответствующего расширения их опытно-эксперимен- тальной и информационной баз.

Существенное повышение технико-экономического уровня результатов исследований в прикладных отраслевых институтах должно быть далее реализовано через звено технических (проектно-конструкторских, технологических и опытно-производственных) разработок. Это позволяет добиться радикального изменения положения с качеством создаваемой новой техники. Сейчас только 1/4 выпускаемого оборудования соответствует высшей категории качества.

Назрела необходимость в поэтапном осуществлении в 80-х годах следующего принципа: каждое новое, впервые созданное в СССР техническое изделие должно, как правило, отвечать требованиям высшей категории качества, т. е. по меньшей мере соответствовать по своим техническим, экономическим и социальным показателям лучшим существующим отечественным или мировым аналогам и все чаще превосходить их. При этом постепенно следует перейти к порядку, согласно которому без соблюдения указанного принципа впервые выпускаемая техника не может считаться новой.

Уже сейчас целесообразно ввести различия в оценке деятельности НИИ, КБ, объединений и предприятий и в их стимулировании в зависимости от того:

соответствует ли данная техника лучшим существующим отечественным образцам; превышает ли их;

находится ли на уровне лучших мировых образцов; превосходит ли этот уровень.

Эти изменения в проектировании новой техники уже в одиннадцатой пятилетке должны реализоваться путем введения обязательной вневедомственной аттестации (экспертизы) технических разработок, начиная со стадии технических заданий на проектирование, с целью заблаговременного установления

действенного контроля за тем, чтобы все большая часть разработок была ориентирована на создание техники высшей категории качества и чтобы все параметры проектов были достаточно обоснованы в технико-экономическом отношении и полностью завершены.

Как показывает опыт, высшая категория качества и Знак качества зачастую присваиваются изделиям, не обладающим высокими потребительскими свойствами и недостаточно эффективным. Необходимо ужесточить требования к технико-экономическому уровню новой техники при отнесении ее к высшей категории качества и присвоении Знака качества. Следует считать обязательными при этом значительный рост экономической эффективности по отношению к принятому в качестве базы аналогу, точное выполнение нормативов условий труда, охраны природной среды, а также более строго учитывать степень конкурентоспособности данной техники па мировом рынке.

Система стандартизации в настоящее время недостаточно содействует научно-техническому прогрессу, а в ряде случаев тормозит его, так как отстает от уже реализованных массовых достижений науки и техники. Во многих стандартах слабо отражены прогрессивные показатели технико-экономического уровня, широко распространены нарушения стандартов и недейственны санкции за эти нарушения; кроме того, эти санкции почти не направлены против непосредственных виновников.

Требуются изменения в системе стандартизации.

Во-первых, в стандартах необходимо значительно расширить и повысить требования к технико-экономическому уровню продукции и производственных процессов (качество, эффективность, отдача от ресурсов, их экономия, улучшение условий эксплуатации, рост унификации и т. д.).

Во-вторых, нарушение стандартов следует рассматривать как срыв плана производства с введением за эти нарушения повышенных материальных санкций.

В-третьих, наряду с ныне действующими стандартами, по параметрам которых уже выпускается освоенная продукция, необходимо ввести на базе научно-технических исследований и разработок стандарты, действующие для выпускаемой новой техники, и перспективные, которые должны содержать требования к будущим техническим разработкам.

Применение комплекса мер в области совершенствования планирования, организации и стимулирования научно-технического прогресса, вытекающих из решений XXVI съезда КПСС, позволит ускорить подъем материально-технической базы СССР на качественно новую ступень ее развития.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив статей

^