От площади Восстания к площади Александра Невского

Говоря о Невском проспекте, этой «всеобщей коммуникации Петербурга», «самой знатной улице», обычно имеют в виду лишь его часть от Адмиралтейства до площади Восстания1. В этом проявляется некий петербургский феномен, состоящий в том, что горожане считают менее респектабельную часть Невского проспекта, ведущую от площади Восстания к площади Александра Невского и слегка отклоняющуюся от основного направления проспекта, вполне самостоятельной улицей, несмотря на единую нумерацию домов в пределах всей магистрали от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. При этом горожане привычно называют эту часть Невского проспекта Старо-Невским. Даже когда Невский проспект на двадцатилетие потерял свое историческое имя, эта его часть продолжала бытовать как Старо-Невский. Тому существуют и исторические обстоятельства. Дорогу к Невскому монастырю начали прокладывать одновременно и от Адмиралтейства, и от загородного монастыря, предполагая встретиться на старой Новгородской дороге в урочище Пеньки, современной площади Восстания (здесь и происходит изменение трассы Невского проспекта). К 1718 году дорога к монастырю была в основном закончена и 20 апреля 1738 года на участке от Адмиралтейства до реки Мойки в числе первых проездов Санкт-Петербурга получила официальное название Невской Прошпективой улицы, распространенное через год и до Новгородской дороги2, а в 1740-х годах и на весь проезд. Заинтересованные в увеличении числа прихожан монастырские служащие постоянно благоустраивали «свою» часть дороги, а в 1733 году начали прокладывать другую, более короткую и удобную дорогу по трассе современных Тележной и Гончарной улиц3. В 1753 году ее назвали Новой Першпекти-вой улицей (название, впрочем, осталось только на бумаге!). К 1760 году она была соединена с Невской Прошпективой под небольшим углом близ Слоновой улицы, тогда еще не выходившей на нее. За проложенным ранее участком в городском обиходе закрепилось название «старой перспективы», или проще — Старо-Невского проспекта. С 1776 года стало официально употребляться название всего проезда от Адмиралтейства до Александро-Невского монастыря — Невский проспект, а к середине XIX века введена общая нумерация домостроений. К этому времени застройка Старо-Невского проспекта носила провинциальный характер (ее примером служат сохранившиеся два двухэтажных дома, построенные в конце XVIII века И. Е. Старовым), прерывалась Торговой площадью Александровского рынка и значительными незастроенными пространствами, принадлежавшими Александро-Невской лавре. Вплоть до последней трети XIX века Старо-Невский оставался провинциальным предместьем, заселенным, как увидит читатель, мастеровыми, чиновниками невысоких рангов, средней руки купцами; вблизи Александро-Невской лавры жили служители культа, преподаватели Духовной академии и семинарии, служащие консистории.

 

Само название «Старо-Невский» — один из устойчивых микротоионимов Петербурга наряду с Песками, Пятью углами, Лиговкой, Мокрушей, Чекушами и другими, сохранению которых способствовал еще один петербургский феномен -вера горожан в патриархальное равновесие и ветхозаветную устойчивость. Более того, топоним «Старо-Невский» означал для петербуржцев не только название части Невского проспекта, но распространялся на целый район между Невским и Калашниковской набережной. Так, племянник художника И. И. Бродского Иосиф Анатольевич Бродский в своих «Воспоминаниях о Корнее Чуковском» (М„ 1977) пишет: «…Еще раз мне довелось встретить Корнея Ивановича в доме Семена Осиповича Грузенберга (на Старо-Невском проспекте), у которого устраивались в 1920-е годы литературные «пятницы»». Отметим, что Грузенберг долгие годы жил в доме 39 по Дегтярной улице!

 

Старо-Невский служил границей Рождественской и Каретной (впоследствии Александро-Невской) полицейских частей Санкт-Петербурга. При этом к Рождественской части относилась четная (в современной нумерации) сторона проспекта и часть нечетной стороны от дома № 151 до площади Александра Невского. При переименовании в 1865 году Каретной части в Александро-Невскую к последней была отнесена уже вся нечетная сторона Старо-Невского, что ускорило замену прежней «полицейской» нумерация домов на постепенно вводимую в городе «поуличную» нумерацию4, непрерывность которой нарушилась только на конечном участке проспекта из-за укрупнения участков для строительства протяженных зданий взамен мелких построек на землях, когда-то принадлежавших Александро-Невской лавре.

 

На рубеже XIX-XX веков на Старо-Невском появились здания, сооруженные ведущими зодчими Санкт-Петербурга П. Ю. Сюзором (дом № 170), А. С. Хреновым (дома № 140,176), Д. А. Крыжановским(дом№ 142), П.Н. Батуевым (дом № 147) и многими другими.

 

 

На Старо-Невском и других улицах центра города, отнесенных к Александро-Невской части, начатые или задуманные ранее строительные работы, естественно, не прекращались. Так, были перестроены дома И. С. Гостева (Невский, 99; 1882), Горбунова (Невский, 123; 1909), Я. И. Судоплатова (Невский, 133; 1914), Я. М. Еггер (Невский, 137; 1913), арх. С. П. Сидоров осуществил перестройку дома А. И. Котомина (Невский, 135; 1914), а архитектор Ф. ГГ Федоров построил жилой дом во дворе этого дома (1914-1917), архитектор Г. М. Барч в 1865 году перестроил дом 87 на Невском пр., д. 2, но Гончарной ул., архитектор А. А. Полещук — дом К. О. Гвиди (Невский, 141; 1896-1902), архитектор И. С. Носков-дом Т. Е. Гречуш-кина (Гончарная, 18; 1871), архитектор В. М. Некора — дом купца С. А. Капралова (Невский, 109, 1879); построены дома Г. Г. Гесселя (Невский, 95; 1912, гражданский инженер Л. М. Харламов), В. В. Змеева (Невский, 101; 1880), Меншут-киных (Невский, 107; 1898), А. Ф. Рыжова (Невский, 113; 1872), дом кирпичного заводчика Д. И. Тырлова-Жданкова (Невский, 119; 1900-1901, архитектор П. И. Гилев), И. И. Круглова (Невский, 147/Золотоношская ул., 1; 1905-1906, гражд. инж. П. Н. Батуев), доходный дом Александро-Невской лавры (Невский, 153; 1901-1903, гражданские инженеры Л. П. Шишко, А. А. Венсан), дом Ю. П. Корсака (Гончарная, 13; 1894-1895, архитектор Е. Ф. Бржозовский), доходный дом (Тележная, 9; 1909, архитектор И. А. Претро). Но Старо-Невский, особенно в своей части за Харьковской улицей и Тележным переулком, еще долго сохранял давно утраченный Невским проспектом патриархальный усадебный вид. Лишь к началу XX века для Старо-Невского стали справедливыми слова писателя Е. И. Расторгуева, сказанные им о Невском проспекте в 1846 году; «Дома постепенно расширялись и возвышались до того, что теперь уже при всем стремлении меркантильного и спекулятивного духа ни одному дому на всем Невском проспекте до Знамения нельзя уже ни раздаться шире, ни вырасти выше, хотя почти во всех частных домах тесно, узко, высоко и темно»5.

 

В этой части города продолжала развиваться городская инфраструктура, менялись статусы и названия проездов. В 1858 году нескольким улицам, пересекающим Старо-Невский в Каретной части, было дано название по украинским губернским городам (Полтавская, Харьковская), а в 1887 году — в Александро-Невской части (Золотоношская, ныне -ул. Профессора Ивашенцева)6. Четная сторона Старо-Невского в начале XX века претерпела значительные изменения в связи с пробивкой в 1906 году начала Суворовского проспекта от

 

2-й Рождественской улицы к Невскому проспекту и застройкой Торговой площади Старо-Александровского рынка. При этом изменилась нумерация домов.

 

В 1930-х годах на Старо-Невском были построены первые дома в стиле нарождавшегося в Ленинграде конструктивизма — дома 146 (архитектор И. А. Вакс), 141 (архитектор

 

А.           Л. Лишневский), за ним — школьное здание (дом 169, архитектор В. О. Мунц и др.). Появление таких построек было неоднозначно встречено теоретиками ленинградской архитектуры. Некоторые здания при устранении повреждений, полученных в годы Великой Отечественной войны, и при последующих капитальных ремонтах получали упрощенный декор фасадов. Здания столь же простой архитектуры возводились на месте разрушений (дом 175, архитектор Д. С. Гольд-гор, дом 184, архитектор А. В. Васильев, 1955). Время конца ХХ-начала XXI веков ознаменовалось перестройкой зданий, возведенных в середине XIX века, сначала скромно стилизуемых под архитектуру ушедшего времени (дома 99-101), а затем в откровенно современной манере (дома 133-137, архитекторы Е. Л. Герасимов, С. Д. Меркушева, К. В. Смирнов; дом 152).

 

Размеренная жизнь располагавшегося на окраине города проспекта изменилась с открытием в 1881 году опытного движения по коночным рельсам Невской пригородной конножелезной дороги от Знаменской площади в селение Стеклянного завода, а затем и в деревню Мурзинку «паровой конки». Маленький локомотив чуть выше человеческого роста тащил два, а позже три и четыре коночных вагона с пассажирами, а иногда и один грузовой вагон. Удовольствие от езды «парокон-ки» портили дым и искры от локомотива. С 1913 года Невская пригородная линия перешла в ведение городских властей, которые предполагали заменить паровую тягу электрической, но это было сделано уже после Первой мировой войны.

 

Старо-Невский и сегодня воспринимается как самостоятельный городской проезд, что было косвенным образом закреплено и в официально принятом Ленгорисполкомом в ноябре 1989 года Статусе Невского проспекта, активно обсуждавшемся в городской периодике7. Но если ныне найдены обоснования для сноса зданий в «охранной зоне» Невского проспекта («в связи с их аварийным состоянием»), то что говорить о Старо-Невском?! Понятно, что здесь обречены на снос все здания, не имевшие или потерявшие свой столичный вид. И хотя Комитет по государственному конторлю, использованию и охране памятников истории и культуры, подчиненный администрации Санкт-Петербурга, согласовывая разрешение на снос, рекомендует владельцу стройплощадки в историческом центре города возводить новое здание «в спокойной «фоновой» манере, чтобы оно не выбивалось из ряда близстоящих домов», очень трудно представить, как впишется многоэтажная громада новой гостиницы на Невском, 89, в скромный ряд домов начала Старо-Невского. Но после устройств нескольких атриумов, исказивших облик города в его исторической части, это уже никого не удивит.

 

Нумерация домов приведена в соответствии с Картографическим информационно-справочным сервером по состоянию на 1 января 2006 года. Указаны также исторические адреса домов, если они не совпадают с современными.

 

 

Не посвящая отдельной главы площади Восстания, отсылаю читателя к вышедшей в нашем издательстве в 2004 году книге Б. М. Кирикова, А. А. Кириковой и О. В. Петровой «Невский проспект», где он найдет подробные сведения о площади, откуда берет начало Старо-Невский проспект.

Be the first to comment on "От площади Восстания к площади Александра Невского"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*