ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА НОВОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ СИСТЕМЫ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Решение комплексных задач по разработке системы обслуживания и проектированию объектов культурно-бытового назначения в составе общегородского центра нового города, связано, прежде всего, со спецификой региональной формы расселения и транспортной инфраструктурой региона, обеспечивающей устойчивые межселенные культурно-бытовые связи.
Методику выявления и учета перечисленных факторов можно проследить на примере формирования общегородского центра Кузнецовска Ровенской области, характерном для всей зоны Полесья УССР с мелкоселенными формами расселения и разреженной сетью населенных пунктов.
Градообразующие факторы — создание крупного энергетического объекта и развитие в этой связи промышленного производства — определили население города в 50 тыс. жителей с последующим возможным ростом до 80—100 тыс. жителей. Дислокация города на севере Ровенской области, где отсутствуют городские поселения с населением более 20 тыс. жителей, установила его роль в системе расселения как опорного пункта межселенного обслуживания с радиусом транспортной доступности до 30 км.
В соответствии с расчетами, на основе анализа сложившейся структуры сети обслуживания в данной локальной системе расселения, потребностей в межселенном обслуживании сельского и городского населения, наличия транспортных связей и их возможного развития в перспективе количество тяготеющего населения по расчетам Гипрограда Госстроя УССР определено в размере 41 тыс. человек.
Вместе с тем, характер межселенных связей требует определенной локализации предприятий и учреждений, обслуживающих тяготеющее население, в местах наиболее активных внегородских транспортных связей. Для сложившихся городов такими «магнитами» являются железнодорожные вокзалы, автовокзалы, рынки и общегородские центры. В условиях Кузнецовска при достаточно высокой плотности застройки, и, как следствие, сравнительно небольшой территориальной величине, наиболее целесообразно совмещение общегородских и межселенных функций системы обслуживания.
Следовательно, вместимость предприятий и учреждений общественного центра определяется исходя из суммарного количества обслуживаемого населения, т. е. 91 тыс. человек с возможным увеличением до 150 тыс. человек. При этом необходимо учитывать, что предприятия общественного центра совмещают, кроме межселенных, функции обслуживания примыкающей жилой зоны на уровне микрорайона. Окончательная расчетная вместимость предприятий и учреждений общественного центра может быть определена по формуле, где К — количество торговой площади, количество рабочих или зрительных мест; Н — расчетная норма соответственно для жилой зоны и для города; М — суммарное количество населения примыкающих микрорайонов; Г — количество населения города; Т — количество тяготеющего населения.
В результате расчета и сопоставления полученных данных с номенклатурным рядом по каждому типу компонентов центра получены следующие состав и вместимость?
предприятий и учреждений: универсам торговой площадью 2000 м2; комплексное предприятие общественного питания на 500 мест; Дом быта на 150 рабочих мест;! универмаг торговой площадью 4500 м2; гостиница 111 категории на 400 мест; рынок на 170 мест; Дворец культуры со зрительным залом на 1000 мест; библиотека на 130 тыс. томов; административное здание горисполкома и горкома Компартии Украины на 200 человек; Дворец торжественных обрядов; магазин мебели торговой площадью 650 м2; Дворец пионеров; аптека 11 категории.
Сооружение такого крупного комплекса с разнохарактерными функциональными задачами требует нетрадиционного подхода к их проектированию, поскольку по технико-экономическому расчету при застройке центра на основе отдельных типовых проектов приведенная стоимость строительства составляет более 16 млн. руб., а сроки реализации проекта всего центра растягиваются на 8—10 лет.
В этой связи предложена новая методика формирования многофункционального объекта на основе разрабатываемой в КпевЗНИИЭПе интегрированной блок-модульной системы (ИМБ-системы), суть которой заключается в проектировании общественных зданий как компонентов многофункциональных комплексов. Целевая гипотеза включает следующие положения: отказ от типологического принципа типизации; внедрение сквозной (межвидовой) унификации и создание на этой основе единых объемно-планировочных элементов, переход к объемной модульной системе путем максимальной унификации пространственных решений и инженерного оснащения.
Научная и практическая новизна ИБМ-системы заключается в приведении к единому знаменателю различных в функциональном отношении типологических задач,; т. е. из множественности архитектурно-планировочных решений массовых обществ венных зданий (детских дошкольных зданий, школ, магазинов, столовых, комплексных приемных пунктов и т. д.) необходимо получить решение, близкое к однозначности—выйти на качественно новый этап проектирования с высокой степенью! унификации объемнопланировочных и конструктивных решений.
Опорной структурной единицей ИБМ-системы является объемно-пространственный элемент — базовый блок-модуль, основанный на создании унифицированного, зального пространства с функциональной обстройкой, по своим параметрам соответствующей реализации всех функций системы обслуживания на уровне жилого образования, а также с фиксацией вертикальных коммуникаций и комплекса инженерного оборудования в угловых отсеках, что обеспечивает индиферентность модуля к функциональным изменениям.
Типологические проработки по проверке функциональной вариантности предложенного моноблока показали, что он без каких-либо конструктивных изменений обеспечивает реализацию не менее восьми функциональных задач.
Принцип маркировки показан в табл. 1 и 2, где в качестве примеров приведены детские ясли-сады на 280 мест, аптека II категории и универсам торговой площадью 2000 м2.
Применение ИБМ-системы в конкретной социальной и градостроительной ситуации Кузнецовска позволяет формировать общегородской центр на основе всего номенклатурного ряда блок-модулей.
Так, для универсама торговой площадью 2000 м2 наиболее приемлем блок-модуль типа 5, в котором обеспечивается оптимальная технологическая раскладка помещений и их взаимосвязей (рис. 1). В цокольном этаже размещаются преимущественно разгрузочно-погрузочные и складские помещения, на уровне пешеходной зоны находится торговый зал для продовольственных товаров площадью 1368 м2, высотой 5,6 м. Торговый зал непродовольственных товаров и кафетерий размещены на антресолях. Движение товаров осуществляется контейнерным методом из цокольного на первый этаж с помощью пандуса, на антресоли — вертикальными подъемниками. Предусматривается раздельное функционирование различных отделов по товарным группам, кафетерия и пункта приема стеклотары, что позволяет, при необходимости, обеспечить различный режим их работы. Площадь застройки сокращается более чем в 2 раза по сравнению с площадью в аналогичном типовом проекте.
Комплексное предприятие общественного питания на 500 мест размещается в блок-модуле типа 3 (базовый) с поэтажным распределением компонентов и производственной частью с загрузочной зоной в цокольном уровне. Этот же тип блок-модуля вмещает Дом быта на 150 рабочих мест и универмаг торговой площадью 4500 м2, решенный сочетанием блок-модуля типа 3 с двумя блок-модулями типа 4, в котором обеспечивается прогрессивная технологическая схема, основанная на принципе движения товаров и посетителей по спирали. Остальные объекты общегородского центр формируются преимущественно на основе блок-модуля типа 1 в виде отдельно стоящих зданий (Дворец торжественных обрядов, музей, магазин мебели) или в виде сочетания нескольких однотипных блок-модулей (административное здание горисполкома и горкома Компартии Украины, Дворец пионеров) и комбинации с блок-модулем типа 2 (колхозный рынок).