ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА НОВОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ СИСТЕМЫ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА НОВОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ
ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ СИСТЕМЫ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Решение комплексных задач по разработке системы обслуживания
и проектированию объектов культурно-бытового назначения в составе
общегородского центра нового города, связано, прежде всего, со спецификой
региональной формы расселения и транспортной инфраструктурой региона,
обеспечивающей устойчивые межселенные культурно-бытовые связи.

Методику выявления и учета перечисленных факторов можно
проследить на примере формирования общегородского центра Кузнецовска Ровенской
области, характерном для всей зоны Полесья УССР с мелкоселенными формами расселения
и разреженной сетью населенных пунктов.

Градообразующие факторы — создание крупного энергетического
объекта и развитие в этой связи промышленного производства — определили
население города в 50 тыс. жителей с последующим возможным ростом до 80—100 тыс.
жителей. Дислокация города на севере Ровенской области, где отсутствуют
городские поселения с населением более 20 тыс. жителей, установила его роль в
системе расселения как опорного пункта межселенного обслуживания с радиусом
транспортной доступности до 30 км.

В соответствии с расчетами, на основе анализа сложившейся
структуры сети обслуживания в данной локальной системе расселения, потребностей
в межселенном обслуживании сельского и городского населения, наличия
транспортных связей и их возможного развития в перспективе количество
тяготеющего населения по расчетам Гипрограда Госстроя УССР определено в размере
41 тыс. человек.

Вместе с тем, характер межселенных связей требует
определенной локализации предприятий и учреждений, обслуживающих тяготеющее
население, в местах наиболее активных внегородских транспортных связей. Для
сложившихся городов такими «магнитами» являются железнодорожные вокзалы,
автовокзалы, рынки и общегородские центры. В условиях Кузнецовска при
достаточно высокой плотности застройки, и, как следствие, сравнительно
небольшой территориальной величине, наиболее целесообразно совмещение
общегородских и межселенных функций системы обслуживания.

Следовательно, вместимость предприятий и учреждений
общественного центра определяется исходя из суммарного количества
обслуживаемого населения, т. е. 91 тыс. человек с возможным увеличением до 150
тыс. человек. При этом необходимо учитывать, что предприятия общественного
центра совмещают, кроме межселенных, функции обслуживания примыкающей жилой
зоны на уровне микрорайона. Окончательная расчетная вместимость предприятий и
учреждений общественного центра может быть определена по формуле, где К —
количество торговой площади, количество рабочих или зрительных мест; Н —
расчетная норма соответственно для жилой зоны и для города; М — суммарное
количество населения примыкающих микрорайонов; Г — количество населения города;
Т — количество тяготеющего населения.

 

 

 

В результате расчета и сопоставления полученных данных с
номенклатурным рядом по каждому типу компонентов центра получены следующие
состав и вместимость?

предприятий и учреждений: универсам торговой площадью 2000
м2; комплексное предприятие общественного питания на 500 мест; Дом быта на 150
рабочих мест;! универмаг торговой площадью 4500 м2; гостиница 111 категории на
400 мест; рынок на 170 мест; Дворец культуры со зрительным залом на 1000 мест;
библиотека на 130 тыс. томов; административное здание горисполкома и горкома
Компартии Украины на 200 человек; Дворец торжественных обрядов; магазин мебели
торговой площадью 650 м2; Дворец пионеров; аптека 11 категории.

Сооружение такого крупного комплекса с разнохарактерными
функциональными задачами требует нетрадиционного подхода к их проектированию,
поскольку по технико-экономическому расчету при застройке центра на основе
отдельных типовых проектов приведенная стоимость строительства составляет более
16 млн. руб., а сроки реализации проекта всего центра растягиваются на 8—10
лет.

В этой связи предложена новая методика формирования
многофункционального объекта на основе разрабатываемой в КпевЗНИИЭПе
интегрированной блок-модульной системы (ИМБ-системы), суть которой заключается
в проектировании общественных зданий как компонентов многофункциональных
комплексов. Целевая гипотеза включает следующие положения: отказ от
типологического принципа типизации; внедрение сквозной (межвидовой) унификации
и создание на этой основе единых объемно-планировочных элементов, переход к
объемной модульной системе путем максимальной унификации пространственных
решений и инженерного оснащения.

Научная и практическая новизна ИБМ-системы заключается в
приведении к единому знаменателю различных в функциональном отношении
типологических задач,; т. е. из множественности архитектурно-планировочных
решений массовых обществ венных зданий (детских дошкольных зданий, школ,
магазинов, столовых, комплексных приемных пунктов и т. д.) необходимо получить
решение, близкое к однозначности—выйти на качественно новый этап проектирования
с высокой степенью! унификации объемнопланировочных и конструктивных решений.

Опорной структурной единицей ИБМ-системы является
объемно-пространственный элемент — базовый блок-модуль, основанный на создании
унифицированного, зального пространства с функциональной обстройкой, по своим
параметрам соответствующей реализации всех функций системы обслуживания на
уровне жилого образования, а также с фиксацией вертикальных коммуникаций и
комплекса инженерного оборудования в угловых отсеках, что обеспечивает
индиферентность модуля к функциональным изменениям.

 

 

 

Типологические проработки по проверке функциональной
вариантности предложенного моноблока показали, что он без каких-либо
конструктивных изменений обеспечивает реализацию не менее восьми функциональных
задач.

Принцип маркировки показан в табл. 1 и 2, где в качестве
примеров приведены детские ясли-сады на 280 мест, аптека II категории и
универсам торговой площадью 2000 м2.

Применение ИБМ-системы в конкретной социальной и градостроительной
ситуации Кузнецовска позволяет формировать общегородской центр на основе всего
номенклатурного ряда блок-модулей.

Так, для универсама торговой площадью 2000 м2 наиболее
приемлем блок-модуль типа 5, в котором обеспечивается оптимальная технологическая
раскладка помещений и их взаимосвязей (рис. 1). В цокольном этаже размещаются
преимущественно разгрузочно-погрузочные и складские помещения, на уровне
пешеходной зоны находится торговый зал для продовольственных товаров площадью
1368 м2, высотой 5,6 м. Торговый зал непродовольственных товаров и кафетерий
размещены на антресолях. Движение товаров осуществляется контейнерным методом
из цокольного на первый этаж с помощью пандуса, на антресоли — вертикальными
подъемниками. Предусматривается раздельное функционирование различных отделов
по товарным группам, кафетерия и пункта приема стеклотары, что позволяет, при
необходимости, обеспечить различный режим их работы. Площадь застройки
сокращается более чем в 2 раза по сравнению с площадью в аналогичном типовом
проекте.

Комплексное предприятие общественного питания на 500 мест
размещается в блок-модуле типа 3 (базовый) с поэтажным распределением
компонентов и производственной частью с загрузочной зоной в цокольном уровне.
Этот же тип блок-модуля вмещает Дом быта на 150 рабочих мест и универмаг
торговой площадью 4500 м2, решенный сочетанием блок-модуля типа 3 с двумя
блок-модулями типа 4, в котором обеспечивается прогрессивная технологическая
схема, основанная на принципе движения товаров и посетителей по спирали.
Остальные объекты общегородского центр формируются преимущественно на основе
блок-модуля типа 1 в виде отдельно стоящих зданий (Дворец торжественных
обрядов, музей, магазин мебели) или в виде сочетания нескольких однотипных
блок-модулей (административное здание горисполкома и горкома Компартии Украины,
Дворец пионеров) и комбинации с блок-модулем типа 2 (колхозный рынок).

Be the first to comment on "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА НОВОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ СИСТЕМЫ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*