НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННЫЙ И ПРЕДВИДИМЫЙ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО МАШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА
К- Маркс писал: «…человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления»
Это положение в полной мере можно отнести к взаимоотношениям трех процессов: тенденциям и противоречиям развития крупного машинного производства, становлению и развитию коммунистической формации и ее материально-технической базы и становлению и развитию современной научно-технической революции.
Рассматривая проблемы становления и развития материально-технической базы и ее основы — крупного машинного производства — на предвидимую перспективу, анализируя значение в решении этих проблем научно-технической революции, представляется целесообразным дать в начале настоящей главы краткую характеристику этапов и логики развития крупного машинного производства начиная с этапа, охарактеризованного в «Капитале» в 60-е годы XIX столетия, до 80-х годов текущего века.
1.Этапы и логика развития крупного машинного производства до 80-х годов XX века
Крупное машинное производство, охарактеризованное К- Марксом, в дальнейшем стремительно развиваясь, к середине XX столетия породило ряд коренных противоречий, устранение которых требовало радикальных сдвигов в фундаментальных основах самого производства.
Первый этап этого развития — начало и середина второй половины XIX века. На этом этапе производство основывалось на двигательной силе пара и громоздких ременных трансмиссиях от паровой машины к рабочей машине; на использовании естественных природных предметов труда — природного сырья и материалов, получаемых добывающей промышленностью и сельским хозяйством; на технологии, обычно однозначно определяемой характером продукта и предмета труда. Сооответ- ственно внутриотраслевая дифференциация рабочих была ограничена лишь основными переделами производства при относительно небольших масштабах внутриотраслевого и внутрипроизводственного разделения труда. Слаба была связь естественных наук с техникой и непосредственно с производством.
Второй этап, который, как нам представляется, длился начиная с конца XIX века и вплоть до начала второй мировой войны, характеризуется переходом на новую энергетическую базу — замену пара электричеством, обусловленным логикой развития самого машинного производства.
Как известно, в первые десятилетия XX века сформировались и быстро росли такие энергоемкие отрасли, как металлургия черных и цветных металлов, химическая и нефтеперерабатывающая, цементная и целлюлозно-бумажная промышленность. Для этих отраслей требовались не только большие объемы, но и более эффективное производство тепловой энергии. Произошло обособление производства энергии и электроэнергии. Они стали самостоятельными быстро растущими отраслями промышленности.
Прогресс технологии и растущая специализация операций, возрастающее многообразие выпускаемой конечной продукции в отраслях .обрабатывающей промышленности с прерывными процессами способствовали возникновению все новых и новых видов рабочих машин. Развитие транспортных средств потребовало соответствующего увеличения производства передаточных устройств и зубчатых колес, а следовательно, вызвало необходимость в появлении фрезерных, зуборезных и зубоотделочных станков. Производство различных видов техники поставило вопрос об обеспечении взаимозаменяемости многих узлов и деталей машин, существенном повышении точности размеров и поверхностей. Возникла необходимость в шлифовальных, расточных и других станках, в массовом создании контрольно-измерительной техники. Все это вызвало интенсивный процесс функциональной специализации рабочих машин, каждая из которых все более производительно выполняла ограниченный круг операций, необходимых для изготовления тех или иных деталей и изделий.
Увеличение масштабов выпуска, усложнение выпускаемой продукции, рост многодетальности производимых продуктов потребовали больших объемов сборочных работ и необходимых для их выполнения ручных механизированных инструментов, а также многообразной трансформации двигательной энергии в ряде случаев при весьма небольшой ее величине. Все эти новые тенденции не могли укрепиться без изыскания и постепенного перехода от использования пара к новому, неизмеримо более прогрессивному виду двигательной энергии, каким была
электроэнергия, в ходе развития естественных наук уже выходившая на арену технологических решений и промышленного производства и использования. Переход к новому виду энергии, естественно, повлек за собой коренные изменения в передаточных устройствах, ременные трансмиссии становились анахронизмом и помехой для новой разветвленной, многообразной системы машин. Им на смену пришел индивидуальный электропривод, который открывал новые возможности совершенствования как отдельных машин и агрегатов, так и совокупной системы машин для каждого производства.
Возникновение и быстрое развитие централизованного производства электрической энергии вместе с совершенствованием техники передачи электрического тока на дальние расстояния вывели машину-двигатель из трехзвенной системы машин. Токопроводящие коммуникации, индивидуальный электрический привод, рабочий электромотор, встроенный как органическая часть в рабочую машину, а впоследствии по мере миниатюризации электродвигателей в ряде случаев и в рабочий инструмент, заменили прежнюю машину^двигатель и полностью эмансипировали рабочие машины (а там, где это необходимо, даже каждый рабочий инструмент), их мощности, размеры и скорости, планировку их размещения в пространстве, режим работы в зависимости от мощности, расположения и режима работы центрального и группового двигателей.
С распространением индивидуального электропривода радикально изменились характер и функции передаточного механизма. Он перестал быть отдельной от рабочей машины частью машинного комплекса. Новое передаточное устройство из связующего звена, направляющего энергию от двигателя к рабочему механизму, стало таким звеном между человеком, управляющим машиной, и рабочей частью этой машины (и это постепенно превратилось в его основную функцию).
Таким образом, индивидуальный электропривод, в известной мере эмансипировавший человека от ограниченности его физических возможностей в области управления крупными пли очень мелкими или одновременно большим числом механизмов, — может рассматриваться как зародыш будущего управляющего устройства эпохи автоматизации.
Изложенное выше наглядно иллюстрирует, как три рядом расположенных составных элемента машинного комплекса — машина-двигатель, передаточный механизм и рабочая машина оказались органически встроенными в рабочую машину.
Создание новых функционально специализированных в основных отраслях промышленности видов орудий труда ликвидировало прежнюю однозначность технологии. Совершенствование рабочих машин повлекло за собой значительную интенсификацию технологических процессов и внедрение более прогрессивных и экономичных методов формообразования, технологического обеспечения точности заготовок, деталей и из-
Делий. Промышленное использование электроэнергии и химических процессов сделало возможным появление и развитие электрических и химических технологических процессов, обеспечивающих, в частности, необходимую точность узлов и деталей, различного рода упрочняющие покрытия и т. п.
Индивидуальный электропривод и сочетающиеся с ним (и одновременно обеспечиваемые им) возможности дальнейшего развития и специализации рабочих машин подготовили условия для появления и все большего распространения поточной организации промышленного производства. Вместе с тем в процессе развития прогрессирующей специализации рабочих машин наметились две тенденции, влияющие на изменения в структуре и организации производства: а) уже отмеченный нами выше процесс функциональной специализации; б) наряду с этой тенденцией развитие массового производства положило начало предметной специализации рабочих машин. Развитие предметной специализации характерно для отраслей, где создавались специализированные станки для многопозиционной обработки блоков цилиндров и головок блока автомобильных и тракторных двигателей и т. п.
Третий, современный этап развития крупного машинного производства начался с конца 30-х годов нашего столетия. Его становление ускорилось и обогатилось новыми тенденциями, порожденными экстремальными запросами, предъявленными к крупному машинному производству второй мировой войной, а также новыми гигантскими возможностями, открывшимися со становлением и развитием современной научно-технической революции. Этот этап качественно отличается от предшествующего. Однако развитие крупного машинного производства пока реализует лишь отдельные возможности научно-технической революции. В производственном аппарате развитых стран мира преобладающее место занимают пока хотя и значительно усовершенствованные, но по своим принципиальным основам традиционные орудия и предметы труда и технология.
Новые черты, характеризующие современный этап, проявляются в изменениях отраслевой структуры производства. Так, к концу 70-х годов немногим меньше половины (по стоимости) производственных основных фондов промышленности СССР было сконцентрировано в электроэнергетике, металлургии, нефтепереработке, химической и нефтехимической промышленности. Орудия труда здесь представлены либо крупными агрегатами, в которых механическая энергия трансформируется в электрическую, либо емкостями, где под воздействием тепловой, электрической или химической энергии происходит превращение вещества.
Указанные орудия труда радикально отличаются от описанных К. Марксом в «Капитале». Вместо традиционного воздействия орудий труда на предмет труда для производства определенного продукта труда в современных агрегатах и емкостях
один вид энергии (тепло, энергия распада ядер тяжелых элементов, а в перспективе — синтез ядер легких элементов) преобразуется _в механическую, а затем в электрическую (либо снова в тепловую) энергию. На электростанциях, например, нет традиционных орудий труда, воздействующих на предмет труда. Энергия тепла, воды или атома, приводя в движение свой преобразователь, прямо превращается в электрическую.
В металлургических, химических, нефтеперерабатывающих и им подобных агрегатах-емкостях в отличие от электроэнергетики присутствует предмет труда в виде металлургической шихты или химического сырья либо сырой нефти. В качестве орудия труда, воздействующего на этот предмет и преобразующего его в другие вещества, также выступают энергия, тепло или электричество (последнее —в электрометаллургии и электрохимии). Процессы этого типа все в большей мере внедряются и в другие отрасли, в частности в машиностроение.
Уже имеются, а в обозримой перспективе будут увеличиваться высокими опережающими темпами процессы производства в агрегатах-емкостях, где роль активного орудия труда играет энергия биологических процессов. Несомненно, что этот мощный и неуклонно расширяющий сферу применения комплекс современных орудий труда оказывает все большее воздействие па состояние и тенденции развития всех звеньев материально- технической базы, на ее функционирование и на социально-экономические последствия его.
Отрасли и производства с агрегатами рассмотренного выше типа характеризует интенсивный процесс укрупнения единичной мощности, достигающей поистине циклопических размеров. Они поэтому являются наиболее приспособленными и одновременно наиболее нуждающимися в автоматизации. Технологические процессы в этих отраслях протекают под воздействием многочисленных переменных параметров, учет и оптимальное сочетание которых перерастают возможности человека как управляющего субъекта и требуют автоматического моделирования, учета и управления.
С созданием и быстрым развитием этой категории орудий труда связаны важные социально-экономические последствия. Во-первых, их применение радикально меняет содержание и характер труда рабочих. Последние почти не участвуют в непосредственном процессе производства. Их главная задача — контроль за исправностью и бесперебойностью работы агрегатов. Прогресс в области механизации и автоматизации вспомогательных и обслуживающих процессов все в большей мере приближает функции рабочих к функциям инженерно-технического персонала. В этом комплексе отраслей можно сказать о претворении в жизнь идеи К- Маркса о том, что человек становится наблюдателем и контролером производственного процесса\’.
Во-вторых, быстрый рост единичных мощностей орудий труда этого типа в связи с тем, что они обслуживаются относительно немногочисленным персоналом и соответственно имеют значительно более высокую (чем в традиционных отраслях) производительность труда, способствует повышению уровня производительности труда в промышленности в целом.
Существенные изменения орудий труда охватывают и традиционные отрасли с процессами и продукцией дискретного типа (машиностроение, деревообработка, текстильная, швейная и др.).
Научно-технический прогресс приводит к определенным структурным сдвигам, к перераспределению функций между отраслями, производящими промышленные материалы, и отраслями, производящими конечную продукцию. Первая группа отраслей во все больших масштабах принимает на себя функции первичного формообразования, выпуска заготовок, приближающихся по форме к конечному изделию. В результате не только сокращается количество операций, выполняемых в обрабатывающих отраслях, но и создается новый тип орудий труда, осуществляющих одновременно весь или почти весь комплекс операций, необходимых для получения готового изделия. Как будет показано далее, изменение традиционных орудий труда находится и под воздействием прогресса автоматизации.
На рассматриваемом этапе развития крупного машинного производства эволюция орудий труда осуществляется одновременно с развитием массово-поточной организации, связанной с выпуском изделий массового спроса и распространением мелкосерийного и единичного производства, необходимость которого обусловлена созданием и внедрением многочисленных и узкоспециализированных видов технологического, опытно-экспериментального оборудования.
Эта тенденция, подкрепленная развитием индивидуального — одиночного и многомоторного — электропривода, привела к одновременному усилению как функционального совершенствования, так и предметной специализации технологического оборудования— рабочих машин.
В качестве примера можно привести быстрый рост числа многопозиционных станков, специализированных на обработке небольшого ассортимента деталей и изделий, а иногда даже на обработке одной конкретной детали или одного изделия на поточных линиях массового производства в автомобильной промышленности.
Однако в ходе развития крупного машинного производства и его поточной формы организации высокоэффективные станки предметной специализации приходят в противоречие с темпами технического прогресса, превращаясь из фактора ускорения в фактор, его тормозящий. Технический прогресс все больше материализуется в учащающейся смене объектов производства — продуктов труда, в изменении их конструкций и типов,
в появлении совершенно новых изделий. Высокоспециализированные предметные станки трудно переключить на обработку иных, новых изделий. В силу же сложности и больших стоимостных затрат на производство таких станков их неэкономично снимать с эксплуатации вместе со сменой объектов производства.
Это — диалектическое противоречие современного технического прогресса, оно решается на путях синтеза функциональной и предметной специализации рабочих машин, который осуществляется на основе совершенствования функциональных узлов, входящих в состав технологического оборудования, и гибкой компоновки их в предметные агрегатные станки или линии. Необходимость гибкости выдвигается в качестве основного критерия прогрессивности рабочей машины и одного из главных критериев экономической эффективности технической политики.
Итак, для третьего этапа развития крупного машинного производства (при полной замене силы пара электричеством и огромном повышении единичной мощности всех видов оборудования) характерно слияние в современной рабочей машине всех трех элементов машинного комплекса, описанного К. Марксом, дальнейшее развитие и внедрение машин-агрегатов; кардинальный прогресс в технологии производства, все более детальная специализация и дальнейшее распространение массово-поточной организации производства. В 50-е годы XX века начинается внедрение создаваемых в ходе научно-технической революции отдельных элементов автоматизации производства и искусственных и синтетических предметов труда.
Необходимость создания принципиально новых \’ возможностей для коренного совершенствования всего комплекса средств производства диктовалась логикой развития крупного машинного производства, возникновением в ходе этого развития значительных и острых противоречий с господствующей техникой «доэнтеэровской эпохи». Эти противоречия охватывали энергетическую базу производства, систему орудий труда, структуру предметов труда, технологию, а также процессы организации и управления производством в целом.
Быстрорастущие объемы производства и до недавнего времени растущая удельная энергоемкость его; структурные факторы увеличения энергоемкости — непрерывно увеличивающееся производство черных и особенно цветных металлов, развитие различных видов химических производств, нефтепереработки и нефтехимии, целлюлозно-бумажной промышленности, индустрии холода, рост весьма энергоемкого транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного и авиационного); стремительное внедрение энергопотребляющей техники в непроизводственную сферу и в быт — все эти факторы привели к быстрому росту производства и повсеместно опережающему росту спроса на энергию, и особенно на электроэнергию и жидкое топливо.
Be the first to comment on "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННЫЙ И ПРЕДВИДИМЫЙ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО МАШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА"