В современной (существующей) ландшафтной архитектуре различают обычный природный и антропогенный ландшафт. Когда-то Н.В. Гоголь писал: «Архитектура — та же летопись мира. Она молвит тогда, когда уже умолкают и песни, и предания». Можно со всей ответственностью заявить, что эта мысль относится и к ландшафтной архитектуре.
Ландшафт (нем.) — общий вид местности; картина, изображающая природу, т. е. пейзаж; природный комплекс, в котором неразрывно связаны рельеф, почвы, воды, растительность, климат, животный мир. Дизайн (англ, design) — художественное конструирование, проектирование.
В первых генеральных планах российских городов — Таганрога (1698) и Санкт-Петербурга (1703) — элементы озеленения не разрабатывались, а все до этого существовавшие городские поселения застраивались стихийно. Лишь потом, спустя 100-150 лет, началось масштабное озеленение жилой среды.
Как правило, завершенный облик ансамбли приобретали постепенно: от начала строительства и до создания выразительной композиции ансамбля, которую принято называть периодом расцвета, проходило 40-50 лет. В процессе последующего существования ландшафтный дизайн нередко подвергался корректировке в соответствии со стилистическими требованиями каждой эпохи.
Огромную ценность представляют прославленные дворцовопарковые ансамбли Санкт Петербурга и его пригородов — уникальные памятники искусства и культуры России XVIII-XIX веков, стоящие в одном ряду с выдающимися аналогичными ансамблями стран Западной Европы. Не случайно ведь в голодном 1918 году дворцово-парковые ансамбли страны были объявлены памятниками культуры и взяты под охрану государства. Однако не следует думать, что такие памятники существуют только в Санкт-Петербурге и Москве. Духовность России всегда имела глубокие корни в провинции. Доказательством могут служить старейший парк на Юге России — Таганрогский, отметивший в 2006 году свой двухвековой юбилей, и Александровский сад у Атаманского дворца в Новочеркасске, заложенный в 1832 году. Но если парк в Таганроге, пережив два века, и в наши дни может быть образцом во многих ракурсах, Александровский сад представляет собой жалкое зрелище и нуждается в срочной ландшафтной реставрации.
Методология — это философия, идеология и гносеология предмета.
Например, раньше на гидротехническом факультете учили методике проектирования плотин, но никто студентам не говорил, что при взрыве Цимлянской плотины сформируется волна, которая, пройдя до Ростова 280 км, будет все еще иметь высоту 7-8 м. Она все снесет на пути — Батайск, Семикаракорск, Багаевку — полностью. Говоря о производстве атомной энергии в курсе физики, никто учащимся в школе не говорил о возможном «Чернобыле». То есть, излагая любую научную дисциплину, необходимо говорить не только о том, как это делать, но и о том, чем это может обернуться для человека. Это и есть философия предмета.
Идеология предмета должна быть аполитичной. Здесь важнее всего гуманизм. Когда-то в советское время повсеместно можно было видеть плакаты-лозунги: «Все — для человека, все — во имя человека!» Этот высочайший гуманизм, несомненно, должен составлять идеологию ландшафтной архитектуры.
Гносеология дисциплины — это новые знания, умения и навыки, которые студенты обретут в рамках курсового проектирования и выполнения расчетно-графической работы.
Важно иметь в виду, что ландшафтная архитектура — интегрирующая научная дисциплина. Чтобы осмыслить ее и обрести профессиональные навыки ландшафтного дизайна, необходимо иметь фундаментальные знания по ботанике, почвоведению, лесным культурам, экологии, начертательной геометрии и другим вузовским курсам. Только в этом случае выполненные проекты будут отвечать требованиям эстетики, качества и надежности.
Be the first to comment on "Ландшафтная архитектура."