Администрация Президента постепенно превращается в
параллельное Правительство. Очередным свидетельством тому стала коллизия,
возникшая вокруг реформы технического регулирования
Открытого противостояния нет, но подковерную борьбу
бульдогов заметить несложно. Да и как ей не быть, если у кабинета министров с
благословения Президента перехватывается инициатива?
Путин открыто выражает свое недовольство темпами дебюрократизации
экономики, в частности, скоростью воплощения в жизнь закона «О техническом регулировании»,
согласно которому государство должно контролировать лишь безопасность товаров и
услуг, но никак не их качество. Этот документ был детищем правительственных
структур (в первую очередь, МЭРТ), но самим же Правительством сейчас
саботируется.
Реформа началась еще в 2003 году, когда был принят этот
злополучный закон. Провести ее предполагалось за семь лет, для чего надо было разработать
и принять около 500 технических регламентов, призванных регулировать
безопасность товаров и услуг. С тех пор прошло два с лишним года. За этот срок
было проведено более ста тендеров на разработку техрегламентов, определены
победители, которые с аппетитом начали осваивать бюджетные деньги. А что в итоге?
В итоге к 2006 году был разработан… всего ОДИН технический регламент
из требуемых пятисот.
— В чем причина проволочки? Ведомства не заинтересованы в разработке
технических регламентов. Скажу больше: они сопротивляются реформе. На уровне же
подчиненных им структур, которые занимаются проверками и имеют на этом деньги,
сопротивление и вовсе становится отчаянным. Чиновников поставили перед
проблемой и поручили им ее решать, а этого нельзя было делать ни в коем случае,
— считает председатель правления Национального института технического регулирования
Александр Рубцов.
Действительно, беда тут не в том, что правительственные
чиновники у нас плохи. Просто исполнительная власть должна заниматься своим
делом — тем, которое явствует из ее названия.
Похоже, Путин осознал эту ошибку. Работа, которую два года
безуспешно пыталось выполнять МЭРТ, поручена Экономической экспертной группе при
администрации президента.
— Мы имеем прямое поручение вносить в Госдуму техрегламенты,
не дожидаясь, когда их начнет вносить правительство, — сказал руководитель этой
группы Антон Данилов-Данильян на недавней пресс-конференции в «Интерфаксе».
Чье поручение имелось в виду, думаю, не надо расшифровывать.
Дано оно было на совещании, которое не так давно проводил помощник Путина Игорь
Шувалов.
К сегодняшнему дню Экспертным управлением Президента и
экспертной группой под руководством Антона Даниловым-Данильяна создано более
шестидесяти отраслевых советов по разработке технических регламентов в таких отраслях,
как нефтегазовый и горно-металлургический комплексы, электроэнергетика, потребительский
сектор, гражданская авиация.
В ближайшие дни в Госдуме будет организована комиссия по техническому
регулированию. Экспертная группа уже подготовила десять технических регламентов,
которые она намеревается внести на рассмотрение этой комиссии. Затем они будут
приняты на одном из заседаний нижней палаты российского парламента. Все это
должно произойти уже в феврале.
Еще десять техрегламентов будут готовы к весне…
Итак, за два месяца Администрация Президента планирует
успеть сделать (и наверняка сделает) в двадцать раз больше, чем Правительство
за два года! Но вот вопрос, как на это будет смотреть Министерство
экономического развития и торговли? Не возникнет ли ревность? В ответ на этот
вопрос Антон Данилов-Данильян лишь усмехнулся:
— Знаете, Правительство вряд ли станет относиться к Администрации
Президента как к людям, которые путаются под ногами. Тем более, что наша работа
не требует дополнительных затрат бюджетных денег. Технические регламенты под
нашим началом разрабатывают за собственный счет предпринимательские
организации. Они заинтересованы в том, чтобы проверки были упорядочены.
Дублирования технических регламентов не ожидается. Мониторинг
разрабатываемых документов ведется и Правительством, и Администрацией Президента.
Почему Президент решил убыстрить реформу технического регулирования, понять
несложно. Сейчас, после отмены обязательных госстандартов, необходимо как можно
скорее заполнить образовавшийся вакуум.
— Успех реформы снимет барьеры на пути внутренних и внешних инвестиций.
Общая цена вопроса, по расчетам Внешэкономбанка, равна двум или даже трем
процентам ВВП, — говорит Александр Рубцов.
А два-три процента ВВП — это не так мало, как может
показаться на первый взгляд. Это от трехсот до пятисот миллиардов рублей в
пересчете на нашу валюту!
Андрей Хворостов
Be the first to comment on "Игра вторым составом"