Актуальность качественных реставрационных работ на Юге России в ландшафтной архитектуре и строительстве

Актуальность качественных реставрационных работ на Юге России в ландшафтной архитектуре и строительствеАктуальность качественных реставрационных работ на Юге России в ландшафтной архитектуре и строительствеАктуальность качественных реставрационных работ на Юге России в ландшафтной архитектуре и строительстве

 

Нужно столетие, чтобы восстановить то, что разрушил день.

 

Ромен Роллан

 

Есть на Земле страны (например, Египет), экономика которых зиждется на туризме. Кстати, по официальным данным, примерно 75 % доходной части египетского бюджета составляют поступления в виде налогов от туристических фирм. Для процветания туризма необходимо иметь:

 

—достаточное число интересных объектов показа;

 

—квалифицированные кадры для обслуживания туристов;

 

—развитую инфраструктуру туризма (отели, рекламные и туристические бюро, транспортные предприятия).

 

Известный донской краевед В.Ф. Чеснок, много лет отдавший становлению и развитию археологического музея «Танаис», еще в 1982 году разработал и опубликовал книгу «Донское туристическое кольцо», в которой предложены туристические маршруты выходного дня для наших соотечественников и туристкое кольцо для иностранных туристов, включающее водный и автомобильный транспорт:

 

Ростов — Новочеркасск — Старочеркасск — Азов — Таганрог — Танаис — Ростов

 

Это кольцо предусматривает однодневные челночные выезды автобусом из Старочеркасса — на остатки Аннинской крепости, а из Таганрога — на Миусский полуостров для ознакомления с Семеновской и Павловской крепостями, церковью св. Марии Магдалины в Поляковке, каменной ветряной мельницей в имении М.А. Лакиера. Идея эта вполне реальна: еще в 1990 году в Таганрог только по чеховским маршрутам приезжали 280 тысяч человек ежегодно при населении города 300 тысяч человек. Правда, требования туристов-соотечественников к туристическому сервису (в частности, к гостиницам) были значительно ниже, но оборудовать отели и отремонтировать их — дело сравнительно простое. Кадры туристского сервиса тоже можно подготовить сравнительно быстро (чему мы в нашей стране не учились «ударным методом»!), а вот объекты показа… Их необходимо обеспечить соответствующими подъездными путями и привести в «смотрибельное» состояние, то есть реставрировать.

 

Не претендуя на последнее слово, мы предлагаем в первую очередь реставрировать следующие объекты.

 

Алексеевские ворота в крепостном валу Азовской крепости — памятник оборонительных сооружений XVH-XVTII веков. Даже не специалист, а обыватель видит необходимость в восстановительных работах.

 

 

Сохранили! В том же году мемориальный музей был закрыт. Сейчас в доме — детский противотуберкулезный санаторий. А ведь во дворе дома, в походной церкви Александра I, размещавшейся во флигеле, с 1869 по 1871 год вместе с братьями пел в церковном хоре, организованном отцом, Антон Чехов. В 2010 году будет отмечаться 150 лет со дня рождения писателя. Как кстати было бы реставрировать и музеефицировать этот дом, выполнив одну из немногих культурных заповедей лидеров «пролетарской революции»!

 

Беседка Александра I в Таганроге была возведена в начале 30-х годов XIX века на месте обветшавшей, в которой любил отдыхать со своей супругой российский император во время частых поездок по городу и его окрестностям. Разобрана в 1960-е годы, но восстановить ее не составит труда: и затраты не велики, и место известное: на берегу моря, у обрыва, во дворе бывшего профтехучилища по улице Инструментальной, 49. Это бывший Карантин. Фотографии беседки сохранились, что облегчит реставрационные работы.

 

Троицкая церковь в Таганроге — ровесница города. Уже через год после основания несостоявшейся столицы России, в сентябре 1699 года, она стала действующей. Именно этот храм дал название городу: Троецк на Таган-Роге. Долгое время церковь была главной и именовалась соборной (до возведения Успенского собора в 1829 году).

 

Прихожанами церкви были преимущественно моряки, строители крепости. Судьба храма сложилась трагически. В 1711 году, когда по Прутскому договору по требованию Турции Таганрог был разрушен, церковь разобрали и по частям перевезли в Бахмут. Восстановленная в 1785 году как Архангело-Михайловская на прежнем фундаменте, она сильно пострадала 22 мая 1855 года во время бомбардировки города англичанами. В 1859 году в нее попала молния, и храм загорелся.

 

Несмотря на все превратности судьбы, церковь продолжала существовать, и в ней совершались богослужения. В ней крестил своих детей приятель А.П. Чехова врач Павел Федорович Иорданов; совершали бракосочетание и крестили своих детей потомки купца Герасима Депальдо и протоиерея Федора Покровского, давшего А.П. Чехову прозвище «Чехонте».

 

Трагический финал произошел в 1930 году, когда церковь закрыли и в ней разместили кроватную мастерскую. А вскоре здание храма совсем разрушили.

 

 

Думается, что настало время приостановить это саморазрушение, восстановить храмы, восстановить веру. Не случайно ведь Россия — единственная в мире страна, именуемая святой: «Святая Русь». И ее святость была не в религиозном фанатизме, а в святости помыслов, идеалов, поступков.

 

В Ростове-на-Дону уже несколько лет не существует парка имени Горького, потому что официально восстановлено его прежнее название — «Городской сад». Но почему-то у входа в этот сад посетителя встречает увековеченная в бетоне старая лексика. Что это — невнимание, небрежность властей или отсутствие средств у города-миллионера на восстановление оригинального архитектурного произведения — входной арки, фотоснимки которой сохранились?

 

В том же можно упрекнуть и казачью столицу — Новочеркасск . Деньги на никому ни о чем не говорящий памятник « Примирение» на Соборной площади администрация города нашла, а вот на реставрацию замечательной арки на Красном спуске — не находит.

 

Об объектах ландшафтной архитектуры — особый разговор. Если в Таганроге знают историю своего старейшего на Юге России парка, гордятся им, популяризируют через СМИ (хотя до сих пор не занимаются реставрацией, а пора бы), то в Новочеркасске власти дошли до того, что знаменитый Александровский сад не только не реставрируют, а по частям продают под застройку и уничтожают. За счет территории Александровского сада рядом с универмагом появилась усадьба музыкальной школы; очередной сюрприз горожанам — новый отель в западной части зеленого массива. Кстати, если посмотреть на генплан Новочеркасска, бросается в глаза обилие площадей. Но ни одна из них не имеет ухоженного сквера. Они не только не ухожены, но щедро раздаются под застройку магазинами и кафе. Убедиться в этом легко, пройдясь по скверу Привокзальной площади, площади Павлова или Чапаева. Даже сквер у Атаманского дворца не соответствует ни своей изначальной парадной функции, ни мемориальной — там в 1992 году появился мемориальный камень «2 июня 1962 года». Перенасыщенный керамической плиткой и скамьями, он обрел новую функцию — место сбора и разбора девиц легкого поведения. А за счет парадной площади у Атаманского дворца увеличена газонная поверхность и появился веселенький фонтанчик… на людской крови (фонтан поставлен на месте расстрела мирных демонстрантов, просящих хлеба). В целом же на площади у Атаманского дворца появились ничем не оправданные три доминанты: памятник М.И. Платову и два фонтана.

 

Ростову-на-Дону, восстановившему историческую справедливость и возвратившему парку им. Горького первоначальное название — Городской сад, необходимо восстановить и ротонду, разрушенную в середине XX века. Ее архитектурная ценность несомненна.

 

Кроме того, пора найти средства и силы и реставрировать так называемый «Первомайский сад», который был заложен еще в 1855 году по проекту петербургского архитектора Г.Я. Гелата.

 

В заключение остановимся на качестве реставрационных работ. В 1961 году по решению Всемирного Совета мира в Таганроге был открыт единственный на территории России памятник Джузеппе Гарибальди, потому что именно в Таганроге, приехав сюда в апреле 1833 года на шхуне «Клоринда» с партией апельсинов и встретив земляков в одной из остерий, Гарибальди поклялся всю свою жизнь посвятить делу освобождения и объединения Италии. И клятву сдержал.

 

Памятник создал и таганрогский художник Ю.С. Яковенко и архитектор М.В. Баранов. Перед нами на стеле барельеф — гордая личность, устремленная вперед, воодушевленная высокими идеалами. Динамизм образа, его силу подчеркивают развевающиеся на ветру волосы и высоко поднятый подбородок. К сожалению, стела высотой 5,15 метра была выполнена из оштукатуренного кирпича, и через три с половиной десятилетия памятник начал быстро утрачивать первозданную красоту. Было решено сделать ремонтные работы,.по заказу отдела культуры Таганрогского горисполкома летом 1990 года был отлит в бронзе новый барельеф Гарибальди, уже работы ростовского скульптора Л. Матюшина. А очередная «реставрация» 2007 года изменила даже вид стелы — появился текст на итальянском языке.

 

Статичная фигура явно не молодого итальянца в шапочке, отягощенная нелегкой судьбой, не вселяющая ни веры, ни надежды, ни… любви. А ведь в Таганроге Гарибальди находился в расцвете сил и надежд… Почему сделана подмена памятника? Те, кто это сделал, уже ушли со сцены жизни, и искренний ответ мы вряд ли получим. Думается, настало время произвести подлинную реставрацию памятника.

 

Ландшафтный дизайн города — это не только парки и скверы, но и небольшие камерные пространства — курдонеры, дворики, цветники, зеленое обрамление памятников. Правильно подметил в своей «Картине» известный современный писатель Даниил Гранин: «Город должен иметь интимные уголки, паузы, как бы поэтические уголки, где может рождаться поэзия. Городу это нужнее, чем деревне». А академик Д.С. Лихачев добавлял: «Пейзаж — выражение души народа». Поэтому при формировании городской среды не может быть мелочей. Обратимся к факту. 11 октября 1831 года, через шесть лет после смерти Александра I, на площади перед греческим монастырем в Таганроге (где было похоронено его сердце) был открыт памятник императору работы прославленного скульптура И.П. Мартоса.

 

Скульптура Александра I во весь рост была поставлена на пьедестал в обрамлении невысокой ограды из цепей и группы деревьев. Император, одетый в генеральский мундир и ниспадающий плащ, гордо попирает ногой извивающуюся змею. Эта аллегория означает его победу над Наполеоном. Одной рукой император поддерживает эфес. 

Таганрог. Памятник Джузеппе Гарибальди (первый вариант) шпаги, в другой находится свод законов Российской империи. Крылатые ангелы у его ног символизируют «ангельский» характер Александра. Памятник был установлен в самом центре площади и стал ее художественной доминантой.

 

В 1920 году скульптура была снята, а пьедестал перевезен на городское кладбище под памятник революционерам, а позднее — под памятник красногвардейцам, погибшим в 1918 году (он там и сейчас находится). Двенадцать лет скульптура императора пролежала во дворе историко-краеведческого музея, а потом была отправлена в Ростов на переплавку.

 

К 300-летию Таганрога, которое отмечалось в 1998 году, памятник был отлит заново. И помпезно установлен на той же Александровской площади, но не на прежнем месте (в центре), а в стороне, без всякой ограды и мини-сквера. Такое научной реставрацией не назовешь.

 

Вызывает озабоченность судьба еще одного памятника в Таганроге — Гостиного двора. Этот шедевр русского классицизма возводился, начиная с 1841 года, почти два десятилетия. Автор проекта — архитектор М.И. Кампиниони.

 

Сейчас на этом объекте идут восстановительные работы. Но можно ли назвать научной реставрацией остекление в металлопластиковых рамах арочных проемов?! И не удивительно — арки остеклены в той части крыла, где находится не самый бедный магазин, торгующий спиртными напитками.

 

Еще одним примером безграмотной реставрации памятника является Новочеркасский собор Вознесения Господня третьего по величине православного храма в России. Выполненный в духе эклектики с преобладанием так называемого «византийского стиля», этот чудо-храм всегда (даже в голодные послевоенные годы) был окрашен теплой желтой краской, что соответствовало его архитектурным формам и хорошо гармонировало с любым материалом кровли (в хронологической последовательности — червонное (сусальное) золото, покрытая зеленой краской кровельная сталь, дюралюминий). В этом легко убедиться на цветной фотографии. Сейчас, после «реставрации», все фасады собора выкрашены грязно-белой краской (своеобразный «подарок» к двухсотлетнему юбилею города!), создающей впечатление, что это только грунтовка. Ранее величественный собор теперь стал смотреться убого и неухоженно, что подчеркивается еще и черной патиной1 медной кровли (первый президент России, давший во время пребывания в Новочеркасске обещание выделить из бюджета средства на позолоту куполов, слово свое, как всегда, не сдержал).

 

Итак, каковы же главные задачи в области реставрационных работ на Юге России? На наш взгляд, в первую очередь к ним следует отнести:

 

•составление кадастра, то есть сводного списка памятников истории и культуры федерального и регионального значения (работы эти непростительно затянулись);

 

•актуализацию памятников ландшафтной архитектуры, особенно усадеб;

 

•разработку четкого плана-графика реставрации памятников истории и культуры;

 

•популяризацию через СМИ и учебные заведения этих памятников, чтобы сформировалось бережное к ним отношение как со стороны взрослых, так и детей;

 

•привлечение к реставрационным работам не только бюджетных, но и спонсорских средств.

 

Только в этом случае можно будет говорить об ответственном отношении общества к культурному наследию и о его культуре вообще.

Be the first to comment on "Актуальность качественных реставрационных работ на Юге России в ландшафтной архитектуре и строительстве"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*