Свет в ландшафтной архитектуре
То, что дизайнер рисует на ватмане, существенно отличается от реальных пейзажей. В реальных условиях окраска цветков и листьев ослабляется и разделяется массами листвы и тенью. Растения могут оказаться под воздействием прямых солнечных лучей или попасть в тень и из-за этого существенно изменить свой цвет. Поэтому весьма важно распределить в проектируемом пейзаже свет и тень. Необходимые соотношения между светом и тенью достигаются соответствующим расположением древесных массивов, древесных и кустарниковых групп, отдельных деревьев, лужаек, акваторий, цветников, зданий. Водные пространства, лужайки и цветники образуют светлые пятна; кустарники и деревья, особенно хвойные, способствуют формированию темных пространств.
Каждый объект садово-паркового ландшафта должен быть соответственно освещен и показан наблюдателю. Правильное освещение предмета направляет внимание на главные элементы композиции и подчеркивает их формы. Например, поставленная в конец аллеи небольшая статуя, ярко освещенная солнцем на фоне темной зелени, может явиться основой всей композиции (латинское compositio означает подбор, группировку и последовательность приемов, организующих идейное целое). Широкая тень от дерева, падающая на газон, может создать обрамление для дальнего пейзажа, освещенного солнцем.
Так как в течение суток солнце меняет свое положение, изменяется освещение предметов, и многие элементы композиции, утром находившиеся в тени, становятся днем ярко освещенными, и наоборот. Следовательно, группируя в композициях различные предметы, необходимо проанализировать эффекты от утреннего, дневного и вечернего освещения.
Парковые композиции, предназначенные для обозрения при лунном или электрическом освещении, требуют иного решения, чем для дневного осмотра. В сумерках или при искусственном освещении воспринимается больше не цвет, а свет и тени. Ночью видны только белые или бледно окрашенные цветки, поэтому для вечера декоративно цветущие деревья, кустарники, травянистые растения должны подбираться с белыми или светло-желтыми цветами (например, у входа в Зеленый театр или вокруг танцевальной площадки). Другие краски, давая днем с белой прекрасные сочетания, вечером меркнут.
Be the first to comment on "Свет в ландшафтной архитектуре"