Будем копить цивилизованно.
С января 2005 года вступил в действие новый закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», который существенно изменил правила работы на пенсионном рынке страны. Заблудившись среди монетизации льгот и нового Жилищного кодекса, пенсионная реформа потеряла актуальность, и принятие нового закона не вызвало особого интереса ни у средств массовой информации, ни у самих граждан. А ведь речь идет о будущей пенсии россиян. Так что же изменилось в пенсионном обеспечении с 2005 года?
Немного истории
Изначально перед пенсионной реформой ставилось 3 задачи. Первая – снять с государства часть ответственности за пенсионное будущее граждан. Вторая – побудить россиян к тому, чтобы они сами начали заботиться о своем будущем, а работодатели им помогли. И третья задача — создать условия для появления в стране длинных инвестиционных ресурсов. К участию были привлечены негосударственные пенсионные фонды (НПФ), успешно зарекомендовавшие себя за 10 лет существования. Достаточно сказать, что во время дефолта 1998 года ни один фонд, из действовавших в России, не «лопнул». На сегодняшний день более пяти миллионов россиян участвуют в негосударственном пенсионном обеспечении, около пятисот тысяч уже получают, помимо государственной, дополнительную пенсию.
Самыми активными участниками негосударственного пенсионного обеспечения стали работодатели. Пенсионные программы, построенные на принципах паритета (это когда работник отчисляет из зарплаты часть денег на свою будущую пенсию и его работодатель – столько же перечисляет в пользу сотрудника), «заработали» на многих предприятиях страны. С июля 2004 года негосударственные пенсионные фонды были допущены к работе с накопительной частью трудовой пенсии граждан (обязательному пенсионному страхованию). Понимая, что старое законодательство сдерживает развитие альтернативной системы, государство обещало устранить неопределенности и стимулировать деятельность НПФ и их участников.
Хотели как лучше, получилось…
Однако обещание было выполнено наполовину. Вместо стимулов новый закон возложил на налогоплательщиков новые обязанности. На фоне снижения ставки единого социального налога до 26% такие «телодвижения» понятны. Вот почему государство теперь обязывает предприятия, работающие по негосударственному пенсионному обеспечению с НПФ, с пенсионных взносов в пользу работников уплачивать единый социальный налог. Раньше пенсионные взносы предприятия перечислялись на солидарный счет и уменьшали налог предприятия на прибыль, а на именные счета работников поступали, когда человек выходил на пенсию. Начиная с января 2005 года, взнос предприятия зачисляется сразу на именной счет гражданина, минуя солидарный счет предприятия. С этих взносов и должен работодатель уплатить единый социальный налог. Не трудно предположить, что эти перемены не выгодны руководителям, проявляющим заботу о своих работниках.
Хотя плюсы все же есть. Теперь при получении справки о состоянии своего именного пенсионного счета в НПФ работник уже сегодня, а не через 20-30 лет может увидеть, наряду со своими накоплениями, сколько перечислило ему на будущую пенсию родное предприятие.
В ногу с миром
Следующее нововведение касается выплаты негосударственной пенсии. Связано это с формированием новой системы налогообложения в России. Такая система налогообложения пенсионных денег уже давно применяется в большинстве стран с развитыми частными пенсионными системами: в США, Чили, Польше, Франции и других странах. Суть ее заключается в том, что пенсионные деньги, поступающие в негосударственный пенсионный фонд, не должны облагаться налогами ни вначале (при уплате взносов в НПФ), ни внутри фонда (при их размещении). Но при выплате негосударственной пенсии с этих сумм должен платиться подоходный налог.
Такие отношения и закрепляет новый закон. С 2005 года пенсионеры негосударственных пенсионных фондов являются плательщиками налога на доход с физического лица. При получении пенсии они должны заплатить НДФЛ. Но не со всей накопленной у пенсионера суммы, а только с той части, которую за него перечисляло в НПФ его предприятие. Чтобы разобраться, уточним: на сегодняшний день негосударственная пенсия для работника предприятия, заключившего договор с НПФ, формируется из нескольких источников. Первый – это личные накопления гражданина. Положил деньги на свой именной счет, с них уже подоходный налог уплачен, а потому повторно браться не будет. Вторая часть – это деньги, которые перечисляло в пользу гражданина предприятие. И третья – это единовременная выплата работодателя при выходе работника на пенсию. Так вот со средств работодателя и будет уплачен налог на доход с физического лица. Налоговым агентом по перечислению НДФЛ от пенсионера в налоговую службу выступит негосударственный пенсионный фонд. А значит, не сам пенсионер будет отчитываться в налоговой инспекции и заполнять Декларацию о доходах, а фонд сделает это за него.
При этом следует иметь в виду: каждый пенсионер НПФ, если он не работает, имеет право на льготу по ежемесячному налоговому вычету. Размер ее установлен законом – 400 рублей. Что это значит? Допустим, пенсионеру от предприятия на именной счет поступило 700 рублей, то НДФЛ гражданин оплатит только с трехсот рублей, а четыреста рублей, при условии дохода пенсионера в год не более 20 000 рублей, налогом облагаться не будут.
Все эти нововведения коснулись только тех граждан, кто участвует в НПФ вместе со своим предприятием. Людей «с улицы», кто самостоятельно, без помощи предприятия, копит на пенсию и регулярно перечисляет деньги на свой именной счет в НПФ, новый закон не тронул. Внося свои кровные регулярно на счет в НПФ, они не будут платить НДФЛ.
Работа над ошибками
Одно обещание все же чиновники выполнили. Касается оно условий участия НПФ в обязательном пенсионном страховании (ОПС). В 2004 году, разрешив гражданам переводить свою накопительную часть трудовой пенсии из Пенсионного фонда России в частные, государство заставляло с этих денег удерживать 24% — налог. Понятно, что такой расклад не устраивал ни НПФ, ни людей. Идя навстречу гражданам, новый закон отменил обязанность удержания налога. Тем самым сделал работу негосударственных пенсионных фондов более привлекательной, уравняв в правах с Пенсионным фондом России
Продолжение следует…
С начала года закон вступил в силу, создав определенные трудности в работе НПФ и всей системы негосударственного пенсионного обеспечения. И все же … Основной проблемой, сдерживающей развитие пенсионного обеспечения в России, новый документ не стал. Наша беда, к сожалению, – это мы сами. Воспитанная десятилетиями уверенность в том, что от человека лично ничего не зависит, государство обо всем позаботится. Но времена изменились, стала другой экономика, и, как бы мы ни хотели, сама жизнь заставляет нас отказаться от старого стереотипа, что «государство должно…». А потому пора признать, что пенсия теперь зависит от нас самих и что думать о ней надо смолоду, не стесняясь уже сегодня копить на старость. Разумно, цивилизованно, по правилам.
Be the first to comment on "С 2005 года изменился порядок налоговых отчислений по договорам негосударственного пенсионного обеспечения"