Ценные советы для воспитания детей

Продолжаем занятия с детьми. Кто-то сажает учеников перед собой и специально готовит пособия для занятий, кто-то ходит на занятия в школу развития. И то и другое полезно для ребенка, но, оказывается, специальная подготовка для ежедневных занятий не обязательна. Для этого достаточно правильно организовать жизнь ребенка и свою собственную. Вот несколько простых советов.

 

Не ограничивайте действия ребенка. Пусть в его жизни будет как можно меньше «нельзя», тогда естественное любопытство и любознательность сделают из малыша настоящего исследователя и естествоиспытателя. Разрешите малышу:

 

1.Играть с водой. Наберите в ванну воды столько, чтобы ее было не больше, чем до груди малыша, когда он сидит. Предложите различные емкости для игры: ковшик, пустую пластиковую бутылку, кружку (тоже лучше пластиковую), сито. Одна из самых любимых детских затей — вылавливать ситом или ложкой плавающие киндерсюрпризы, или другие мелкие предметы. Детям старше можно предложить предметы разной плотности. То есть те, которые тонут, не тонут, дрейфуют в воде и т. д. (металлическую ложку, мочалку, каштан, монетку, огурец или другой овощ, воздушный шарик и т. п.) А если проделать раскаленной на огне вилкой или гвоздем несколько отверстий в пластиковой бутылке, ребенок с удовольствием будет рассматривать, как из нее в разные стороны выходят струйки воды. Пока маленький исследователь ставит самые настоящие физические опыты, вы успеете навести порядок в ванной комнате, незаметно вымыть мокрому сокровищу голову, прочитать главу любимой книги (прикрыв ее зонтиком), в общем, все, что можно сделать, не выходя из ванной комнаты. Никогда не оставляйте малыша одного в ванной. Даже если вода не достает ему до пупа.

 

2.Играть с посудой. Раньше малыш стучал ложкой по металлической крышке, теперь он уже может подбирать крышки нужного размера к кастрюле или банке. Разложите перед ним несколько крышек разного размера, а рядом с ними — банки, коробочки или кастрюли. Предложите примерить каждую и найти нужную «шляпку». Некоторые дети очень быстро усваивают способ сборки кухонного комбайна или мясорубки и берут на себя эту функцию в помощь маме. А это лучше любого, даже самого умного конструктора! Не запрещайте играть с ножами и вилками. Просто предложите пластиковый нож, вилку и небольшую доску. Нет ничего лучше, чем подражать и помогать маме.

 

3.Играть с техникой. Больше всего дети любят играть с клавиатурой. Особенно если мама или папа дома работают за компьютером, но малыша к нему не подпускают. Очень уж интересно, почему это мама с таким сосредоточенным видом «стучит» по клавишам и внимательно смотрит на экран. Найдите старую, неработающую клавиатуру, поместите ее рядом с вами на столе и отдайте в полное распоряжение молодому пользователю. Не бойтесь слишком раннего приобщения к компьютеру. Вы же не предлагаете ему играть в компьютерные игры, а только позволяете подражать вам. Для малышей от года до трех — это очень важная часть игры. Кому-то подойдет игра с клавиатурой, кому-то понравится помогать маме доставать белье из стиральной машины, а кому-то и с пылесосом играть. Главное — не запрещать. Так, в скором времени и помощники появятся.

 

Развивайте речь. Для малыша от года до трех лет — это одна из важнейших задач. Начиная с нескольких слов, а иногда и вовсе слогов («ма-ма», «би-би», «мя»), к трем годам речь ребенка становится вполне понятной, а словарный запас достаточным для объяснения практически любой проблемы. Если помочь развитию речи, то к трем годам ребенок сможет не только говорить предложениями, но даже использовать фразеологизмы и рифмовать слова.

 

Чтобы малыш узнал как можно больше новых слов, вам нужно чаще называть предметы, на которые он обращает внимание. Помните, что более всего привлекательны предметы, которые двигаются или издают звуки: машины, собаки, птицы, музыкальные игрушки… С другой стороны, быстрее запоминаются слова, которые связаны с тем, что малыш видит часто и что имеет для него особенное значение. Например, близкие люди (мама, папа), любимые игрушки (мишка, мячик), важные дела (кушать). Обращая на них внимание и четко называя каждый предмет или действие, вы сможете пополнить так называемый «пассивный словарный запас» — те слова, которые ребенок уже знает, но произносить еще не умеет.

 

Для того чтобы научить ребенка произносить слова, а не только знать их, вам нужно выполнять несложные упражнения и рекомендации.

 

Тренируйте язык, губы и щеки малыша. Для этого выполняйте простую логопедическую гимнастику каждый день: высовывайте язык, поворачивайте им влево-вправо, старайтесь достать кончик носа. Упражнение можно сопровождать таким стишком:

 

Погулять язык собрался:

 

Он умылся (облизывайте губы), причесался (двигаете языком поперек губ), Влево-вправо повернулся (высовываете язык далеко вправо и влево),

 

На прохожих обернулся,

 

Вниз упал (вытягиваете язык далеко вниз),

 

Наверх залез {…далеко вверх) —

 

Раз! И в ротике исчез (спрятать язык).

 

Научите малыша облизывать ложку и губы. Для этого смажьте их чем-то сладким. Покажите, как можно двигать языком. Малыш будет легко повторять за вами, если вы сами будете выполнять все с удовольствием. Цокайте языком, как лошадка, войте, как волк, складывайте губки «бантиком». Замечательное упражнение для щек — дуть на перышки, кусочек бумаги, на одуванчик. Если язык, губы и щеки малыша будут натренированы, ему будет легче произносить звуки, а следовательно, освоение языка будет приятным. Все описанные упражнения (кроме облизывания ложки) можно делать практически в любое время, для этого не нужно специально усаживать малыша перед собой.

 

Выделяйте слова интонацией. Поиграйте с интонацией. Постарайтесь окрасить речь как можно более разными оттенками. «Мишка как ходит? Топ-Топ». Скажите это низким грудным голосом. Так, будто это «топ», падая на пол, оставляет там вмятину. «А воробей? Чирик-чирик». Весело, легко, радостно. «Котенок? Мя-яу». Нежно, ласково, протяжно.

 

Тренируйте пальчики. Уже давно известно, что чем больше двигаются пальчики малыша, тем лучше он говорит. Это связано с тем, что часть мозга, отвечающая за речь, находится вблизи с областью, которая ответственна за движения пальцев рук. Когда развивается первая, она начинает получать больше энергии, так что и второй тоже перепадает питание. Именно поэтому сейчас так популярна так называемая «пальчиковая гимнастика» — упражнения с пальчиками, которые обычно сопровождаются небольшими стишками. Но не обязательно бежать покупать литературу с упражнениями. Вспоминайте всем хорошо известные «Сороку-вороку», «Ладушки-ладушки», делайте вместе массаж пальчиков, научите малыша изображать руками птичку, собачку, бутончик тюльпана, который прорастает, показывать большой, указательный палец. Для более старших детей замечательной тренировкой может быть изображение животных в темноте на освещенной фонарем стене.

 

Задавайте вопросы. Именно вопросы подталкивают маленького человека к говорению. Зачем еще говорить, если не отвечать или не требовать что-то? Помните анекдот про ребенка, который долго не разговаривал, а в пять лет громко потребовал ложку? На вопрос «Почему же ты раньше молчал?» удивленные родители получили исчерпывающий ответ: «Раньше ложка всегда была».

 

Делайте паузы в любимых произведениях. Вы уже много раз читали про бычка, который качается, и про зайку, и про муху Цокотуху. В следующий раз сделайте небольшую паузу в конце строки. Вы можете удивиться, но малыш легко закончит любимое стихотворение. Может, я бы никогда и не узнала об этом, если бы не зевнула прямо посредине стихотворения про веселый звонкий мяч, а дочка не закончила бы его сама.

 

Не искажайте слов, не передразнивайте. Первые слова звучат обычно очень трогательно, очень хочется в ответ также шепелявить или сюсюкать. Не стоит этого делать. Малыш запоминает то, что слышит, и, скорее всего, запомнит искаженный вариант слова.

Be the first to comment on "Ценные советы для воспитания детей"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*