Среднегодовой темп мирового производства основных энергетических ресурсов

Среднегодовой темп мирового производства основных энергетических ресурсов составил в текущем столетии: в первые 40 лет — 2,4%, за следующие 19 лет — 3,9 и за последующие 15 лет — 5,2 %, т. е. темпы существенно ускорялись.
Указанный рост потребления энергии противоречил пространственному размещению ресурсов природных энергоносителей. Перевозка энергоносителей и передача энергии на большие расстояния требовали огромных материальных затрат. Существующая технология добычи, производства и потребления энергии имеет крайне низкий коэффициент полезного использования. Практически значительная часть добываемых энергоресурсов остается в местах добычи или пропадает в процессе переработки и использования. Интересы дальнейшего развития производства настоятельно ставили вопрос о революционном перевороте в самих основах энергетической базы. Нужны были источники энергии, делающие размещение производства независимым от местоположения природных энергоносителей; нужна была технология добычи энергетического сырья, производства электроэнергии и использования всех видов энергии, устранявшая значительную долю потерь, образующихся в современных условиях.
Новые требования к производству возникли со стороны субъективного фактора. Прогресс орудий труда — их быстродействие, работа на критических режимах, в экстремальных средах, нередко недоступных или смертельно опасных для человека, огромный поток информации, который необходимо перерабатывать для эффективного управления производственным процессом,— все это пришло в противоречие с психофизиологическими ограничениями, присущими человеку как субъекту.
Возникла неотложная необходимость в принципиально новых орудиях труда, которые решали бы усложняющиеся задачи развивающегося производства и управления им и одновременно устраняли бы ограничения, присущие человеку как основному субъекту материального производства.
Серьезные противоречия возникли и все более нарастали в связи с ограниченными возможностями природных материалов как по количественным запасам, доступности и масштабам их добычи, так и по их свойствам и техническим характеристикам, несоответствием последних быстрорастущим объемам и еще быстрее усложняющимся качественным характеристикам общественных потребностей в различного рода материалах.
В этих условиях исключительно важное значение приобрела задача создания материалов, обладающих заранее заданными свойствами, на основе использования доступных и практически неограниченных источников сырья и одновременно материалов, независящих от свойств природного сырья.
Стремительный рост объемов информации, необходимой для функционирования организации и управления современным производством, постепенное превращение информации в предмет и продукт труда сотен тысяч и миллионов работников, образо 
вание «информационного барьера» пришли в противоречие с традиционной техникой для переработки информации. Так, возникла острая необходимость создания и внедрения принципиально новой техники для своевременного и достаточно эффективного сбора, обработки и передачи информации, для технического оснащения процессов организации и управления производством.
Важнейшим условием разрешения всех этих противоречий, возникших в недрах материального производства, явилась и является современная научно-техническая революция как закономерный результат прогресса науки, логики развития естественных наук, прогресса техники, а также и производства, которое создавало одновременно и стимулы прогресса научных исследований и техническую базу для этого прогресса.
Ряд элементов научно-технической революции прокладывает себе дорогу в рамках рассматриваемого (третьего) этапа развития крупного машинного производства. Это происходит не только путем внедрения принципиально новых технологических и других агрегатов, материалов и т. д., но и за счет оснащения традиционных механизмов принципиально новыми устройствами и узлами, модификации традиционных материалов всякого рода новыми присадками и примесями видоизменения структуры материалов, модернизации и рационализации технологических процессов. Оценить количественно первый путь внедрения по ряду линий можно, пользуясь прямыми отчетными данными. О масштабах внедрения новых устройств, узлов и элементов в традиционные средства производства можно судить лишь косвенно на основе данных о развитии соответствующих отраслей, производящих эти компоненты.
Оценка уровня и структуры сложившейся технологии современного материального производства — способа и последовательности преобразования исходного предмета труда в продукт труда — приводит к выводу о сравнительно большом ее консерватизме. Революционные сдвиги, связанные с возможностями научно-технической революции, значительно глубже проникли и проникают в орудия труда, чем в характер и структуру технологии производства. Неизмеримо возросшие единичные мощности технологических агрегатов, прогресс миниатюризации, использование все более мощных источников энергии — все эти реализуемые возможности научно-технической революции, безусловно, дают значительный эффект. Однако, как показывает анализ современного производства, эти весьма радикальные сдвиги во многих отраслях не меняют основ традиционной технологии.
Так, например, многократно возросшие единичные мощности турбин и генераторов и применение ядерного горючего не* вносят существенных изменений в сам технологический цикл преобразования первичных энергоносителей в электричество и не внесли радикальных изменений в КПД системы. Огромные 
мощности доменных печей (превышающие 5 тыс. куб. м), кислородных конвертеров, электропечей и прокатных станов, так же как и многократное увеличение единичной мощности агрегатов нефтехимической и химической промышленности, не изменили принципиальные основы, так же как и весьма высокую энергоемкость металлургического, равно как нефтехимического и химического, производства. Сохранение ведущей роли металлов 1 для изготовления всех несущих конструкций большинства видов техники и технических сооружений обусловливает преобладание традиционных технологических процессов в машиностроении, самой крупной по удельному весу подсистеме современной промышленности.
Как правило, не могут коренным образом изменить содержание и структуру самой технологии такие высокоэффективные новинки научно-технической революции, как микропроцессоры, ЭВМ и мини-ЭВМ, хотя они и создают материальные возможности оптимизации технологии производства, режимов работы двигателей внутреннего сгорания, эксплуатации различных технических устройств, совершенствования процессов управления производством.
Индустриализация строительства оснащает механизмами процессы перемещения, переносит значительную часть промежуточных процессов в заводские условия, оставляя на строительной площадке преимущественно сборку и монтаж. Однако технологические основы функционирования строительной индустрии остаются неизменными.
Аналогичное положение и в сельском хозяйстве: селекция, химизация, механизация и электрификация, повышая (и значительно) эффективность традиционных технологических циклов, в основном не изменяют их содержания и структуры.
Можно ли рассматривать охарактеризованную ситуацию как свидетельство завершенности и незыблемости основ технологии современного материального производства?
Нам представляется, что даже исходя из уже известных в научной литературе направлений фундаментальных и частично прикладных исследований в области естественных наук можно прийти к заключению, что для такого утверждения нет достаточных оснований.
Для следующего — четвертого по нашей классификации — этапа, становление и развитие которого охватят, как нам представляется, 80-е годы и следующие за ними обозримые десятилетия, характерным станет неуклонное проникновение во все сферы производства — ив виде новых мощностей и технологий, и в виде модернизации действующих — возможностей и результатов научно-технической революции, постепенное приобретение ими все большего удельного веса. Думается, что процесс этот,
’ Во многом это связано с тем, что полимерные материалы пока еще не приобрели качеств, которые позволяли бы их использовать в качестве несущих конструкций. 
даже если рассматривать его до такой вехи, как достижение примерно равного удельного веса «доэнтеэровской» техники и технологии с техникой и технологией, порожденными научно- технической революцией, окажется весьма долговременным. В немалой степени это обусловлено инерционными тенденциями, заложенными в современной экономике.
Очевидно, что дальнейший прогресс в создании и развитии материально-технической базы коммунизма, необходимый для ее поступательного роста и совершенствования материального производства на последовательных этапах развития коммунистической формации, прежде всего определяется дальнейшим движением научно-технической революции и теми новыми научными и техническими решениями, которые оно (движение) будет открывать производству.
В связи с этим мы попытаемся ниже дать характеристику содержания современной научно-технической революции, тенденций и этапов ее развития.
2.Научно-техническая революция —
содержание, тенденции
Созидательные и разрушительные возможности современной научно-технической революции охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности, ее содержанию, возможностям, социально-экономическим последствиям посвящена обширная отечественная и зарубежная литература.
Атомное и термоядерное оружие, наличные запасы которого в состоянии уничтожить все живое на нашей планете, последнее «достижение» военно-промышленного комплекса США — нейтронная бомба, главное «преимущество» и «достоинство» которой заключается в том, что она будет уничтожать «только людей» и все живое и одновременно оставлять невредимым все «имущество» — здания и сооружения. Вот до чего бережливый «бэби», как именуют эту бомбу ее творцы и производители! Чудовищные, подлинно апокалипсические средства биологической и бактериологической войны вроде нервно-паралитического газа, запасы которого накапливаются в арсеналах США. Глобальное засорение биосферы планеты, ее водного и воздушного бассейнов, уже обсуждаемые в печати возможности ведения метеорологической войны. И наконец, открывающиеся совершенно фантастические возможности так называемой «генной инженерии», которая, как и все другие возможности научно- технической революции, таит в себе и величайшие блага, связанные с продлением жизни и улучшением жизнедеятельности людей, и столь же огромные нередко непредсказуемые опасности, связанные с вмешательством в генетический механизм живых существ.
Первоочередная задача всех живущих на земле — воздвигнуть плотины на пути этих и многих других опасностей и соз 
дать каналы, по которым человечество сможет направить и плодотворно использовать созидательные силы и возможности научно-технической революции. В ‘связи с этим прежде всего попытаемся определить и сформулировать основные черты, характеризующие само содержание научно-технической революции.
К середине, и в особенности во второй половине, текущего столетия применительно к характеристике прогресса- техники и производства словосочетание «научно-технический прогресс» все чаще стало заменять бытовавший ранее термин «технический прогресс». До указанного периода технический прогресс, проявлявшийся в совершенствовании техники и технологии производства, и прогресс естественных наук, выражавшийся во все более глубоком познании и объяснении окружающего мира, его структуры и закономерностей процессов его развития, длительное время развивались параллельно, иногда пересекаясь и взаимодействуя, но органически они не были связаны. Во второй половине XX века и в последующие десятилетия процесс интеграции науки и техники, их активное взаимодействие значительно усилились. Весьма мрачным и прискорбным катализатором этого процесса — претворения научного открытия в техническое решение и последующей реализации его в опытном, а в дальнейшем в серийном и массовом производстве — явились вторая мировая война и вслед за ней гонка вооружений, которые сделали взаимосвязи цепочки наука — техника — производство, их ускоренное и целенаправленное движение вопросом жизни и смерти человечества.
В научный и практический оборот вошла категория «научно- технический прогресс», которая отражает новую активную роль науки, связанную с коренными изменениями в характере ее функций и самом содержании процессов как фундаментальных, так и прикладных научных исследований. Все они были вызваны тем комплексом явлений (и цепочки последствий, ими вызванных), которые В. И. Ленин назвал «революцией в естествознании». Она-то и оказалась исходной и важнейшей составляющей современной научно-технической революции.
Как известно, содержание этой категории в литературе не имеет однозначного определения.
Авторы—сторонники кратких эпитетов, выдвигают такие определения, как «эра (или век, эпоха) автоматизации», «век электроники», «век кибернетики» или «век ЭВМ», «век атома, полимеров» и т. п. Каждое из этих определений само по себе верно. Действительно начался долговременный период расцвета и стремительного внедрения во все сферы человеческой жизнедеятельности атома и полимеров, автоматики и кибернетики и т. д. Однако все они не охватывают содержания рассматриваемой категории, сосуществуя один возле другого. Перечисляя эти «эпитеты», мы касаемся только тех результатов, которые связаны с научно-технической революцией, проистекают из нее, 
но это не помогает нам найти и определить те общие черты, которые характерны для всей их совокупности.
Ряд авторов акцентируют внимание на изменении взаимоотношений техники и производства с наукой и на изменении роли и значения науки. Академик Б. П. Кедров пишет, что сущность научно-технической революции можно правильно понять, только прослеживая ее направленность на полное разрушение былых барьеров,\’ разделявших между собой научное открытие (познание природы и ее законов), техническое изобретение (техническое освоение познанного наукой) и практическое внедрение достижений науки и техники в производство. В слитности всех этих трех моментов, в их единстве и состоит едва ли не самая главная особенность научной революции четвертого типа.
Нет сомнений, что изменение роли науки —одна из примечательнейших черт современной научно-технической революции. Однако остается неясным, каковы причины этой новой роли, какие процессы в самой науке и в функционировании и взаимодействии всех трех звеньев цепи (наука — техника — производство) происходят, почему и как изменяются роли этих «действующих лиц»?
Ответ на поставленные вопросы и приведет нас к определению сущности современной научно-технической революции, во многом определяемой логикой развития самих естественных наук, и прежде всего физики, химии и биологии. Именно она (логика развития) дала мощный импульс тем процессам, которые в сочетании с поступательными процессами развития крупного производства сформировали огромный по своему значению феномен — научно-техническую революцию.
С конца XIX и за истекшие десятилетия XX века в развитии естественных наук можно достаточно отчетливо различить два качественно различных этапа, они не поддаются точному датированию, сосуществуя в ряде случаев во времени. При этом полное развитие второго этапа отнюдь не означает исчерпание и прекращение первого. Суть этих этапов, на наш взгляд, следующая. Первый этап характеризуется научными открытиями, связанными с анализом и объяснением ряда явлений, имеющих место в окружающем нас мире. Фундаментальная наука в этот период не располагала сколько-нибудь мощной индустриальной базой, кроме, пожалуй, телескопов и микроскопов. Это объяснялось не столько отсутствием или очень незначительными масштабами, как абсолютными, так и относительными, государственного финансирования науки, сколько тем, что открытия на первом этапе носили в большой мере характер гениальных умозаключений, гипотез, теоретических построений. Они заключали в себе основы будущих научно-технических переворотов, но сами по себе являлись в значительной мере продуктом «чистого разума», подкрепленного мизерной, по нашим нынешним масштабам, экспериментальной базой.
Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна 
и квантовая механика сыграли ключевую роль в переходе от классической к новой, так называемой релятивистской физике. В них заключались потенциальные основы использования атомной энергии и атомной энергетики и еще более далекие горизонты использования энергии ядра; основы электроники со всем многообразием ее производных.
В начале 60-х годов прошлого века русский ученый А. М. Бутлеров раскрыл архитектурный план органических молекул, разработал теорию, показывающую связь свойств вещества с пространственным расположением атомов в молекулах. Этим были заложены основы будущего органического синтеза и создания полимерных материалов. Такую же революционную роль сыграла периодическая система элементов, созданная Д. И. Менделеевым. Однако и эти величайшие по своему значению открытия были сделаны в основном, как говорили о Ле Веррье, открывшем на основе чистых вычислений ранее никем не виденную планету солнечной системы, «на кончике пера». Опытно-экспериментальная «база» ученых-химиков того времени заключалась в основном в микроскопах, мощности которых, в современном понимании, были очень малы.
Большой вклад в понимание и объяснение основ жизнедеятельности живых существ был внесен учеными биологами и физиологами — Ч. Дарвином, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым и другими.
А дальше формируется следующий — второй этап развития естественных наук. Анализ, понимание и объяснение явлений окружающего мира влекут за собой поиск причин, обусловливающих эти явления. Уяснение причин требует экспериментальной проверки научных гипотез, попыток искусственно «создать причины» и получить ожидаемые следствия. Но для этого уже необходимы трансформация научных открытий в технические решения, дальнейшее углубление на этой основе самих открытий и реализация этих решений вначале в экспериментальном производстве — переход к синтезу. В результате многие экспериментальные устройства становятся прототипами технологических агрегатов, а научные учреждения — производителями первых серий новой продукции.
Чем шире раздвигается горизонт научных разработок, тем чаще наука оказывается первым и ведущим звеном в движении названной «триады» наука — техника — производство.
Следовательно, первоосновой содержания научно-технической революции является переход науки во второй этап ее развития, переход, потребовавший кардинальных сдвигов в создании материально-технической базы научных исследований. Промышленность к этому времени была в состоянии оснащать сферу научных исследований соответствующей опытно-экспериментальной техникой.
Так XX век демонстрировал жизненность мыслей К. Маркса, приведенных в начале этой главы, о том, что человечество ставит перед собой всегда разрешимые задачи. Та 
кова первопричина изменения роли науки, определившая главное содержание современной научно-технической революции в науке, технике и в производстве, реализующем на практике комплекс научных открытий и технических решений, — переход от анализа и объяснения явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, к синтезу и управлению — к активному направленному воздействию на эти процессы. Это в равной мере характеризует суть процессов, происходящих в физике, химии и биологии.
От формулы А. Эйнштейна, определяющей взаимозависимости энергии, массы и скорости, к управлению реакциями распада и синтеза ядер тяжелых и легких элементов, к превращению энергии распада и синтеза в крупнейший ресурс для производства электрической и тепловой энергии. От анализа структуры веществ к управлению этой структурой. От теории квантовой механики к квантовым генераторам света и огромному, поистине неисчерпаемому спектру направлений и отраслей современной электроники.
От теоретических положений о взаимозависимости между пространственным расположением атомов в молекуле и свойствами веществ к органическому (а теперь и к неорганическому) синтезу новых модекул и полимерных материалов, т. е. веществ с заранее заданными управляемыми свойствами.
От теорий о происхождении и характере процессов органической жизни к синтезу гемоглобина, созданию стимуляторов роста, к направленному воздействию на процессы органической жизни и к еще более фантастическим решениям, связанным с «генной инженерией» — управлением определенными элементами наследственности, и т. д.
От теорий автоматического управления, теоретических построений кибернетики в большой мере на базе использования возможностей электроники к массовому производству и внедрению кибернетической техники, сложнейших и многозвенных систем автоматического управления — моделирующих, счетнорешающих и управляющих компьютеров, ЭВМ, микро-ЭВМ и микропроцессоров.
Совершенно очевидно (подробно мы будем об этом говорить в последующем изложении), что все эти процессы создавали и создают условия для продвижения человечества в «царство свободы» ’, о котором писал Ф. Энгельс, освобождения жизнедеятельности людей и общества от ряда ограничений и для коренных сдвигов в характере и содержании труда.
При всем многообразии процессов, в которых материализуется научно-техническая революция, все они имеют общие черты, определяющие ход становления и развития и сущность этой революции.
Можно сказать, что революция в естественных науках вы 
звала революционные по значению перевороты в технике и производстве, а результаты этих переворотов, в свою очередь, превращаясь в мощные инструменты современной науки, стимулируют и ускоряют процессы революции в естественных науках.
Следовательно, характеризуя сущность современной научно- технической революции, мы вправе утверждать, что она создает условия для коренного изменения взаимоотношений человека с окружающим его миром. Продолжая бесконечный процесс познания и анализа структуры материи, человечество поднимается на более высокую ступень, где качественно новое заключено в переходе от анализа к синтезу, от объяснения к управлению. Все это сопровождается огромным ростом производительности и коренным изменением содержания и характера труда, а также функций, выполняемых человеком в процессе общественного производства, и, что весьма важно, изменением характера пространственно-временных связей между людьми и окружающей их средой.
Этот переход и знаменует научно-техническую революцию в действии.
Перечисленные характеристики материально-технического содержания современной научно-технической революции и связанные с ними коренные изменения взаимоотношений человека с окружающим его миром определяют социальную характеристику этой революции. Она не только изменяет технику и технологию, но и радикально трансформирует роль человека и роль самой науки в системе производительных сил.
В отличие от всех предшествующих технических и промышленных переворотов, умножавших только физические возможности человека как субъекта производственного процесса, современная научно-техническая революция создает предпосылки для радикального по масштабам и качественному значению усиления интеллектуальных возможностей человека. Эта особенность научно-технической революции оказывается-, в свою очередь, мощным ускорителем и стимулятором ее собственного развития. От непосредственного участия в производственном цикле человек все более переключается на управление всем процессом производства — на его подготовку, проектирование, программирование и поддержание функционирования на заданных параметрах.
Вместе с тем научно-техническая революция оказывает огромное влияние на духовную, эмоциональную и другие стороны жизни людей. В их интеллектуальной жизни неизмеримо возрастают объем и диапазон получаемой информации, современные средства транспорта и связи необычайно увеличивают возможности участия человека в самых разнообразных, разноместных и разновременных событиях, коренным образом меняется содержание привычных комплексов предметов потребления и услуг, изменяется сам характер человеческих потребностей и т. п. 

Be the first to comment on "Среднегодовой темп мирового производства основных энергетических ресурсов"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*