Формирование градостроительно завершенных промышленных районов

Важной задачей являются формирование градостроительно
завершенных промышленных районов, повышение качества их застройки путем создания
ансамблей промышленных предприятий во взаимосвязи с архитектурой прилегающих
селитебных районов. Особенно следует учитывать это при проектировании и
строительство промышленных предприятий на набережных рек Москвы п Яузы, берегах
каналов и водоемов, а также на транспортных магистралях столицы. Удачно
включены в городскую структуру промышленные сооружения на шоссе Энтузиастов,
Щербаковской улице, Щелковском шоссе. Их простая строгая архитектура
согласована с архитектурой жилой застройки. Выразителен облик Автозаводской
улицы, на которую выходят фасады корпусов автомобильного завода им. Лихачева.
Но имеются случаи и некачественной застройки отдельных

промышленных зон. Причина этого — ведомственная
раздробленность проектирования и строительства.

В генеральном плане Москвы значительное внимание уделено
озеленению и обводнению как необходимым мероприятиям, способствующим созданию
благоприятной среды для жизни многомиллионного города. Большие зеленые клинья
намечено подвести из пригородной зоны к центру, создать новые парки и бульвары,
озеленить центральное ядро. Эти градостроительные мероприятия важно настойчиво
и последовательно претворять в жизнь. Однако за последние четыре года в Москве
не заложено ни одного нового парка.

Между тем отведенные для парков территории застраиваются
жилыми домами. Даже в существующие парки вкрапляется городская застройка, в
результате значительно сокращается площадь насаждений (парки «Сокольники», им.
Ленинского комсомола, Дружбы, сад им. Баумана).

Большое значение для Москвы имеет застройка городов
Подмосковья и Московской обл. Это правильное развитие промышленности, отдельных
предприятий, реконструкция исторических городов, сохранение и преумножение
лесных угодий лесопаркового кольца и пригородной зоны, всестороннее развитие
зон отдыха. Очень важно настойчиво добиваться выполнения предложений,
разработанных в генеральном плане пригородной зоны, не допуская размещения в
ней промышленных предприятий. Отчуждение земель лесопаркового пояса для
промышленных предприятий наносит большой ущерб выполнению его прямых функций
как зоны отдыха и резервуара чистого воздуха многомиллионного города. Здесь
велика роль проектных организаций главных архитектурно-планировочных управлений
Москвы и области.

 

 

 

Успешное развитие советской архитектуры в период социального
прогресса и научно-технической революции при огромных масштабах строительства
во многом зависит от состояния архитектурной науки, ее органичных взаимосвязей
с практикой. Решать эти вопросы призваны институты Госгражданстроя, в которых
соединены научно- исследовательские и проектные работы. Следует отметить, что
роль научных отделений в последнее время значительно повысилась. Их отличают
актуальность, целенаправленность разрабатываемых тем, влияние на практику
проектирования, на прагматическое моделирование. Разрабатываются перспективные
проблемы, рассматриваются новые системы расселения, структуры группового
города, прогнозируются жилые, общественные и культурно-бытовые здания на
обозримую перспективу.

Научные изыскания дополняются экспериментальным
проектированием. Это позволяет научно обоснованно планировать развитие городов
и гражданское строительство. Исследования обогащают и теорию архитектуры.

Крупным градостроительным экспериментом является сооружение
городов на Волге и Каме — Тольятти и Набережных Челнов. Это яркий пример
согласованной работы нескольких институтов Госгражданстроя, комплексной
разработки полного цикла работ — от районной планировки до составления рабочих
чертежей.

На основе научных исследований и рекомендаций ЦНИИП градостроительства
разработан проект районной планировки обширного промышленного Средневолжского
района в составе агломерации гг. Тольятти, Жигулевска, Сызрани, Мелекеса;
генерального плана г. Тольятти и планировки его пригородной зоны.

Проект крупного энергопромышленного района в составе
Волжского автомобильного завода, теплоцентрали, предприятий строительной,
пищевой промышленности, транспорта разработал Промстройпроект. Селитебная зона
г. Тольятти спроектирована ЦНИИЭП жилища (генеральный проектировщик), ЦНИИП
градостроительства, ЦНИИЭП учебных зданий, ЦНИИЭП торговых зданий и туристских
комплексов, ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений им. Б. С.
Мезенцева, ЦНИИЭП инженерного оборудования, институтами Гипрокоммундортранс,
Гипрокоммунстрой, Гипроздрав и др.

 

 

 

В генеральном плане г. Тольятти заложены современные
принципы градостроительства. Создана открытая параллельная планировочная
структура города, рассчитанная на свободное развитие промышленной, селитебной
зон и зоны отдыха. Город строится комплексно одной организацией —
Куйбыгиевгидростроем, что обеспечивает создание завершенных градостроительных
комплексов на всех этапах его формирования. Структура города создается в
композиционной взаимосвязи селитебной и промышленных зон, а также зоны отдыха,
идущей вдоль Куйбышевского водохранилища. Она формируется системой озелененных
эспланад и магистралей. Общегородской и районные центры города образуют единую
систему площадей и озелененных партеров. Город строится программно, свободно, с
широкими магистралями, достигающими 190 м, со смешанной многоэтажной застройкой
(5, 9, 16 этажей), с подземными проездами и гаражами.

Учитывая природно-климатические условия, перспективы
застройки города, разработаны проекты жилых домов, общежитий с полным
культурно-бытовым обеспечением, детских учреждений, школ, магазинов,
культурно-бытовых центров.

Значительные успехи, достигнутые в проектировании и
строительстве гг. Тольятти и Набережные Челны, наглядно подтверждают
правильность взятого направления на синтез науки, проектирования и строительства.

Большое народнохозяйственное значение имеют проекты районной
планировки, разработанные Гннрогором для Восточпой Сибири, Урала, централы гой
зоны и курортно-туристических районов РСФСР. Планируются системы населенных
пунктов, включающие городское и сельское население, производственные районы,
источники энергии, коммуникации, транспорт, зоны отдыха, природные заповедники
(Ангаро-Енисейский район, Кузбасс, Омская, Владимирская и другие области). Если
на неосвоенных территориях Сибири и Урала решаются вопросы рационального
размещения промышленности и новых населенных мест, то в условиях центральной
России сложной проблемой стало обеспечение рационального развития областей при
ограничении роста крупных и интенсивном развитии средних и малых городов,
образование регионов. Сложность и множественность этих проблем, потребность
быстрого их решения со всей убедительностью ставят вопрос о многократном
усилении работ по районной планировке.

Be the first to comment on "Формирование градостроительно завершенных промышленных районов"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*